Французский стиль в ландшафтном дизайне сада. Регулярный сад в стиле прованс.


Французский стиль в оформлении сада берет свои истоки от эпохи Возрождения и начал формироваться еще в XVI веке. Правда, свой сегодняшний внешний вид и характерные черты были выработаны несколько позже – приблизительно к XVIII веку. А сегодня он стал весьма популярен не только в Европе, но его с успехом применяют и в Америке, и в России, и даже в азиатском регионе можно встретить французские сады в окружении частных домов.

И такая популярность обусловлена тем умиротворением и нежностью, которые создают цветовые сочетания и применяемые растения в саду французского стиля. Здесь чувствуется одновременно и легкий морской бриз, и теплота солнечных лучей, и нежный запах лаванды. Как все это реализовать на своем дачном участке или вокруг загородного коттеджа – попробуем разобрать более подробно.

История появления стиля

Эпоха итальянского Возрождения оказала существенное влияние практически на все страны Европы, и Франция здесь не стала исключением. Садовники французского монарха черпали в этом стиле свое вдохновение, сначала копируя некоторые элементы, затем их трансформируя и преобразуя порой до неузнаваемости. Так и был сформирован приблизительно к XVIII веку способ оформлять огромные пространства, прилегающие ко дворцам.

Вдохновителями появления французского стиля оформления сада стали Клод Молле и Жак Бойсо, которые служили главными садовниками при монархах – Генрихе IV Людовике XIV.

Основные идеи, которые необходимо было реализовать, чтобы добиться необходимого эффекта заключаются в следующем:

  • Масштабность – она должна чувствоваться в каждом элементе, даже если нет достаточной площади. Достигалось это при необходимости специальными приемами игры с оптической иллюзией.
  • Обязательно наличие водных бассейнов. Причем их форма должна быть подобрана таким образом, чтобы еще более увеличивать визуально площадь участка под садом.
  • Кронам деревьев и кустов следует придавать определенную форму, которая будет создавать геометрический порядок, создавая определенный орнамент всего сада.
  • Сад должен быть подчинен математической логике. В нем должны быть – симметрия, четкие контуры прямых и кривых линий, контрастное сочетание растений, растущих в непосредственной близости.

Как видно, из основных характерных черт, создать такой сад, даже на маленьком участке – это если и не сложная, то весьма кропотливая задача, требующая четкого планирования.

Неправедный осуждение садов барокко

Теоретики пейзажного садоводства позже много говорили о антифеодальную, а не монархическую суть пейзажного парка. Активная, часто агрессивная геометрия планировки и активное вмешательство в развитие и рост кустов и деревьев относились в вину садам барокко. Было полностью забыто, что регулярный парк был монополизирован королевской властью во Франции 17 века. Именно из Франции пошла мода на покорение природы в саду — королю, вельможи, человеку вообще. Но регулярный парк возник в Италии во времена, когда был сложившимся институт абсолютизма, олицетворенный в должности короля. Поэтому регулярный парк не нес вины за преступления королевской (абсолютной) власти.

Частично спасителем небольших садов с регулярной планировкой был даже Хамфри Рептон (1752-1818), более известный как теоретик и практик пейзажного садоводства Англии. На припалацовий территории Хамфри Рептон оставлял и террасу, и балюстрады, и цветники, и регулярная планировка — признаки барокко в пейзажном среде английского парка. Элементы регулярной планировки без гигантомании Версаля заняли почетное место в новейшие времена в развитии парков у спортивных площадей в 20 веке.

Дух антифеодальной свободы английских садов был распространен только на планирование садов и отказ от выстригания деревьев. Английский сад с первых лет существования начал так же активно обслуживать абсолютную власть в той же Британии 18 века, как и французский парк в Версале 17-го. Порочный круг замкнулся.

Но это старательно не замечали ни в либеральной Британии, ни в королевской Франции, ни в Российской империи, ни в немецких княжествах и тому подобное.

Как спланировать участок во французском стиле. Особенности дизайна французского регулярного сада

Чтобы облагородить загородный дом, стоящий на большом участке, французский регулярный сад подойдет идеально, так как здесь можно сформовать витиеватые дорожки и расположить бассейны или пруды. Но, и компактный дачный домик с участком небольшого размера тоже не исключение – если приложить определенную сноровку и знания, то и здесь можно реализовать это стилевое решение.

Основные правила, которые в обоих случаях нужно учесть, заключаются в следующем:

  • Желательно, чтобы дом располагался в центре участка, так как в этом случае можно разместить симметрично относительно строения дорожки, которые будут расходиться в разные стороны. Но, для маленького участка это правило становится неактуальным, поэтому приходится исходить из тех реалий, которые существуют в каждом конкретном случае. Но все же важно, чтобы был свободен определенный участок, который хорошо просматривается из главного окна или с веранды.
  • Разбивать участок на симметричные части и планировать его засаживать секциями, оставляя свободные участки для дорожек.
  • Если есть такая возможность – разместить на участке хотя бы небольшой пруд. Его можно делать в центре, если позволяет площадь, а если участок мал, то желательно его организовывать в дальнем углу, оставляя пространство вокруг него максимально не засаженным, чтобы на поверхности была сформирована зеркальная гладь, отражающая небо. Так визуально получится увеличить небольшую латку земли.
  • Посадку вести по ровным линиям, формируя симметрию. Высокую растительность лучше садить по краям участка, и низкую или травянистую по центру.

Какие растения выбрать для французского стиля сада

Растения могут быть разные. Из деревьев предпочтительны – липы, грабы, дубы. Но важно учесть, что у крупногабаритных посадок тяжело формировать крону, а она должна быть правильной. Поэтому, если за таким садом планируется ухаживать самостоятельно, то лучше предпочесть туи, кипарисы, крупногабаритные кустарники с плотной кроной.

Что касается цветовых решений, то следует выбирать растительность, которая имеет следующую окраску:

Разные оттенки зеленого;

  1. Белый;
  2. Розовый;
  3. Лиловый;
  4. Голубой.

Другие оттенки не являются традиционными, поэтому их желательно избегать.
Конечно, подбирая деревья и кустарники, ориентируются, в первую очередь, на климатические особенности региона. Но, если оформляется французский зимний сад, то можно выбирать любые виды, которые придутся по душе.

Обустройство и оформление регулярного стиля

Чтобы создать регулярный французский парк, нужно:

  1. Разделить сад на симметричные участки. Продумать обязательно ту растительность, которая будет зеленеть на участке регулярно, что особенно важно в умеренной климатической зоне. Подбор вечнозеленых деревьев и кустарников поможет избежать периода в году, когда участок будет выглядеть уныло и непривлекательно.
  2. Сезонные растения должны сменять друг друга. Допустимо после их отцветания засыпать оголившиеся участки земли мелким гравием или речным камнем. Но это делать можно только в том случае, когда вокруг растут вечноцветущие посадки.
  3. Дополнять сад можно перголами, беседками, аллеями, накрытыми специальными арочными конструкциями, по которым пускают вьющиеся растения, как исключительно с зеленой массой, так и те, которые цветут.
  4. Вдоль дорожек допускается расположение скамеек.
  5. Идеальное решение для регулярного французского парка – это боскет пространство. В этом случае ограда из зелени, так называемый «хэджинг» или «хэджес» делается по периметру, а внутри разбивка ведется традиционным способом.
  6. Допускается использование стиля, даже для оформления огорода цветника. Но потрудиться над грядками с овощами придется больше, чем обычно. Ведь растения должны содержаться в идеальном порядке и их придется все время формовать, чтобы получить четкие линии и формы.

Если хочется немного отступить от классического регулярного французского сада, но при этом сохранить стилевую особенность, добавив ей немного шарма и игривости, можно оформить дачу в стиле Прованс. В этом случае можно несколько снизить геометричность и сделать четкую выверенность дорожек сада более свободной. Создавая сад Прованс, засаживать аллеи цветами можно следующих разновидностей – лаванда, можжевельник, тис, тую, кипарис, любые фруктовые деревья. А цветы желательно подирать только такие, которые имеют пастельную окраску лепестков.

Деревья, цветы и оттенки регулярных парков

Северный партер Версальского парка

Декоративные цветы встречались во французских садах XVII века крайне редко, и набор их цветовых оттенков был невелик: синий, розовый, белый и фиолетовый. Более яркие оттенки (жёлтый, красный, оранжевый) появились только после 1730 года, когда в Европе стали доступны мировые достижения в области ботаники. Луковицы тюльпанов и прочие экзотические цветы поступали из Турции и Голландии. Очень важным декоративным элементом в Версале и в других садах стали топиары, дерево или куст, которому стрижкой придана геометрическая или гротескная форма. Топиары размещали рядами вдоль главной оси сада, чередуя их с вазами и скульптурами. В Версале цветочные клумбы были устроены только в Трианоне и в Северном партере непосредственно возле дворца (именно на Северный партер выходят окна Больших королевских покоев). Цветы обычно доставлялись из Прованса, содержались в горшках и менялись 3 или 4 раза в года. Из финансовых ведомостей Версаля за 1686 год видно, что в садах было использовано 20 050 луковиц желтых жонкилий, 23 000 цикламен и 1 700 лилий.

Большинство деревьев в Версале было перенесено из лесов; использовались грабы, вязы, липы и буки. Также там росли каштаны, завезённые из Турции, и акация. Взрослые большие деревья выкапывались в лесах Компьени и Артуа и заново высаживались в Версале. Множество деревьев погибало после пересадки и их регулярно меняли.

Деревья в парке были подстрижены горизонтально и выровнены на верхушках, придавая им нужную геометрическую форму. Только в XVIII веке деревьям позволили расти естественно.

Подгорецкий замок, Украина

Известно, что странный сад Подгорецкий замок создал мастер-садовник из Рима. Сад был распланирован с северной стороны на террасах, которых три. Наименьшая из террас у замка было три-частное партер (сад) и растительного узора. Ступеньки на вторую террасу поддерживала аркада, которая создавала галерею и служила гротом. Кажется, все возможные средства украсить сад, использованные здесь. В центре стоял фонтан. Несколько партеров украшала мраморная скульптура мастеров Италии.

Третью террасу украшал зеленый массив с просеками, которые использовались для прогулок. Сад изувечили через войны и небрежность людей, скульптуры вывезли. На 2009 год сад нуждается в реставрации.

  • Южный фасад замка.
  • Вторая терраса бывшего сада, Подгорецкий замок

Идиллия для творчества

В дизайне «летнего сада» угадываются черты Сисинхерста из Англии, а также французских формальных садов. Англичане, посещающие этот сад, узнают здесь свои родные «узелковые» (knot) сады с боскетами из стриженого невысокого самшита. Двенадцать таких «коробок» заполнены вездесущими злаками, многолетниками, георгинами, крокосмиями, гелениумами, вербейниками (L. ciliata «Firecracker»), гравилатами и василистниками потрясающей цветовой гаммы.

Сочные настурции устремляются из изумрудно зеленых боскетов на дорожки из терракотового кирпича. Здесь много золотисто-желтого, интенсивно-красного и полыхающего «оранжа».

Повсюду видна смесь формального и природного, причем как по скульптурным конструкциям, так и в ассортименте растений. Парадные георгины, высаживаемые в помпезных клумбах королевского Сент-Жермен он Лей, соседствуют в саду Плюм с луговыми травами, незатейливыми геранями и гвоздичками.

Устройство зеленого лабиринта

Лабиринт на участке — не только дизайнерский прием, но и весьма интересное место для детского досуга. Ведь, строго говоря, детских площадок во французском парке не предусмотрено вовсе. Размер лабиринта должен быть пропорционален размеру участка. Идеальный вариант «французского лабиринта» — безупречно подстриженные вечнозеленые кустарники выше человеческого роста. Для устройства такого лабиринта понадобится несколько лет, необходимых для роста кустарников. А вот устройство цветочного лабиринта по заранее устроенным подпоркам для вьющихся растений не потребует так много времени, но отлично впишется в дизайн. Главное, соблюсти строгую геометрию и устроить дорожки. К тому же можно ограничиться совсем простеньким травяным лабиринтом с контурами из любимых растений или даже камней.

При устройстве лабиринта могут помочь несколько советов:

  • Разметку лабиринта необходимо сделать сначала на плане, а потом на местности с помощью колышков и веревок.
  • По разметке необходимо подготовить почву — снять дерн, перекопать, удобрить.
  • При устройстве «травяного лабиринта» стоит помнить, что размер дорожки должен быть шире газонокосилки.
  • Для французского стиля более характерны прямоугольные формы лабиринта, но допускаются полукруги и спирали. Главное, чтобы контуры были четко выверены.
  • Средневековые сады в Европе

    Сады Мусульманской Испании вызвали восторг у западноевропейских дипломатов, купцов и знатных путешественников, начался этап заимствований. Характерные черты мусульманских садов Испании канонизируют (геометрическое планировки, тяга к симметрии, использование вечнозеленых растений, небольшие фонтаны). Возникают первые образцы миниатюрных садов вблизи средневековых замков и в двориках монастырей. Но в Западной Европе ценят декоративную составляющую подобного сада и никак не связывают ни с мусульманским раем, ни с аллегорией Корана. Тенденция разъединения и нового идейного содержания усиливается в десятилетия воинствующего противостояния двух религиозных систем мусульманства и католицизма.

    Компромиссные формы возникли только в капиталистической Испании 19 века, когда наконец пришло осознание чрезвычайной художественной ценности сооружений и садов мусульманской суток. Начался этап восстановления садов и реставрации сооружений той же Альгамбры и Генералифе — без ссылок на Коран, а как на еще одну составляющую необычного культурного достояния.

    На гребне волны

    Восточный забор имеет в качестве продолжения знаменитые «волны» сада Плюм, ставшие его визитной карточкой. Со стороны это выглядит как океанские волны, набегающие на берег, они догоняют друг друга, переворачиваются и разбиваются о берег… Этот «прибой» разрезается на две части дорожкой из идеального газона, которая упирается в стильный «гранж». Это неотъемлемый элемент старинной французской сельской усадьбы. Он представляет собой сарай, использовавшийся в старину для хранения сена, инструментов.

    Стриженые фигуры из самшита конкурируют с яркими цветами и злаками

    Вилла Альдобрандини в Фраскатти, арх. Дж.делла Порта

    Образцом развитого барочного сада итальянского типа стал ансамбль виллы Альдобрандини в Фраскатти под Римом. Архитектор виллы стал и главным садовником. Джакомо делла Порта (1537-1602) использовал горный склон для создания террас, на которых распланировал и дворец Альдобрандини, и сад. Горный ручей стал украшением каскада, переходил в большой нимфей, равный по размерам самой вилле. Парковая терраса виллы стала театральной залом нимфы, украшенного скульптурами, гротом, лепкой. Грохот воды оживлял все это нагромождение архитектуры и скульптур.

    Противоположный фасад виллы удивлял грандиозными размерами и овальными ступенями величественных размеров, увеличивали и без того большой фасад.

    Основные составляющие

    Перечислим составляющие этого сада: дом, летний сад перед домом, осенний сад с колодцем, зеркало воды, фруктовый сад «Вержер», огород, «Мискантусовое безумие», «Кипрейник», гранж, сад «Плюм».

    Дом внешне совершенно неприметный, состоит из двух различных частей. Одна – новая, почти «хайтековская», прямо­угольная, больше напоминающая складское помещение, обита продольными длинными досками внахлест. Доски со временем стали серо-голубыми, как раз в тон серой сланцевой крыше. Другая часть дома – более старая, построена из качественного кирпича. Эта часть обвита декоративными лианами. Дом окружают весенний, летний и осенний сады.

    Под сенью виноградной лозы, окруженной огромными «плитами» из самшита, обору­довано патио – любимое место отдыха

    Совет от ландшафтного дизайнера

    Несмотря на большую высоту основной массы растений (до 2 м), украшающих сад, им не потребуется поддержка, если они посажены плотно друг к другу с учетом скорости роста и особенностей вегетации. Весной все дружно пускаются в рост – к осени растения укрепляются, а их стебли отвердевают.

    Вход в весенний сад выполнен в виде дверей с дугообразным проемом в изгороди из граба

    Кованные элементы

    Ковка считается атрибутом прованского стиля, но и в любом французском течении независимо от тематического оформления она будет уместна. Витая скамейка, необычная калитка, затейливо украшенное основание столика, необычные завитки на фонаре, кованная подставка для горшечных или небольшая оградка у цветника — все эти элементы так и дышат романтикой, флиртом, роскошью. Вычурные кованные детали прекрасно подчеркнут симметрию, лежащую в основе французского дизайна. И использовать их можно почти неограниченно.

    Барочный сад итальянского типа (конец 16-17 вв.)

    Барочный сад итальянского типа — логическое продолжение сада эпохи Возрождения. Сады Возрождения были еще небольшие по размерам, лишенные великолепия. Использовали фонтан со скульптурой, скамьи, боскеты, горшки с Лимоновым деревьями. Над всем доминировал дворец или вилла. Террасы еще не покорены единому художественному замыслу, друг другу и дворца. Теснота в городских крепостных стенах не позволяла создавать сады в городах и они возникают на окраинах (сады Боболи во Флоренции) или в сельской местности.

    Западноевропейские сады имеют итальянское корни. Уже в садах Древнего Рима знали о фигурном вистригання растений, о большом значении воды в саду (ручьи, каналы, фонтаны), в садах ставили скульптуры и строили первобытные павильоны. В Средневековье сады упростили и по функциям, и по планировкой. Лучшие черты древнеримских садов возродили итальянцы эпохи возрождения. Садоводом-практиком был уже поэт Франческо Петрарка, хотя сады его времени еще сохраняли упрощенное планировки. Осложнения планировки и нагрузки новым содержанием пришло вместе с обращением к ландшафтной архитектуры высоко одаренных деятелей Высокого Возрождения. Донато Браманте так реконструировал внутренние дворы Ватикана, что из трех его террас можно было наблюдать за церемониями в нижнем дворе. Построение на единой оси, симметрия, величие пропорционування, партеры и ступеньки садов Браманте произвели на современников огромное впечатление. Принципы Донато Браманте были творчески развиты. И уже новые римские дворцы и загородные помещения князей церкви превращены в дворцово-парковые ансамбли (Вилла Мадама Рафаэля Санти, вилла Джулия Джакомо да Виньолы). В грандиозные, феерические ансамбли преобразованы итальянские сады в помещениях Ипполито дьЕсте, в семьи Альдобрандини (Вилла Альдобрандини), предшествовавших огромном саду в Версале.

    На создание реальных садов и парков начали активно влиять сборки и учебники с фотографиями по созданию декоративных садов. Соответствующие учебники с гравюрами планов были напечатаны в самой Италии (Себастьяно Серлио, IV книга по архитектуре, 1537), в Великобритании (Томас Хилл, 1536 год), в Нидерландах (Ганс Вредеман де Врис, 1583) и другие.

    Ось симметрии

    На плане необходимо провести четкую линию от дома до главного входа. Именно она станет основой, на которую и будут «нанизаны» все декорации этого роскошного, слегка театрализованного дизайна. По этой линии стоит расположить основную аллею, которая будет как бы разрезать участок пополам. Вход стоит оформить коваными воротами. Подъездная аллея, как и все дорожки сада, в идеале должна быть выполнена из битого кирпича или гравия. Их нужно будет постоянно ровнять и подсыпать. На плане необходимо сразу же продумать и расположить боковые дорожки. Стоит помнить, что отходить они должны строго перпендикулярно к аллее, либо расходиться лучами от партера. Последний вариант больше подойдет для больших участков. Обсадить аллею лучше всего живой изгородью и деревьями только одной породы. Для живой изгороди в наших природных условиях наиболее подойдут туи или боярышник, а деревья могут быть как хвойными, так и лиственными. Отлично будут смотреться насаждения из кленов, лип, елей. На небольших участках в целях экономии пространства можно высадить и плодовые деревья, но их не стоит смешивать. Пусть это будут только яблони или сливы. При этом стоит особое внимание уделять формированию кроны.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]