Регулярный или формальный стиль ландшафтного дизайна тесно связан с именем короля Людовика XIV и своего расцвета он достиг именно во Франции в XVII веке, в период апогея абсолютизма, поэтому не удивительно, что его также принято называть французским стилем. Продуманность, четкость, выверенность дизайна до мельчайших деталей стала своеобразным символом торжества красоты и упорядоченности над хаосом, гения человеческого разума над силами природы, покорения, превосходства и власти над окружающим миром. Регулярные сады и парки из-за своей композиционной сложности преимущественно использовались для оформления замков и дворцов, где должны были дополнительно подчеркнуть монументальность и пышность архитектурных ансамблей. Большой вклад в становление и развитие регулярного стиля сделал придворный садовник Людовика XIV Андре Ленотр, ставший автором уникальных ландшафтных творений в знаменитых парках Шантийи, Во-ле-Виконт, Фонтенбло, в парке Версальского дворца.
Он представляет собой не что иное, как стремление человека все упорядочить и организовать разумно. Чаще всего, композиции, выстроенные на участке в регулярном стиле, напоминают собой строгий и выдержанный консервативный орнамент, в котором одна часть является отражением другой по правилу симметрии. Здесь основными концепциями являются строгость и отточенность облика, а так же некоторая упорядоченность, которая достигается за счёт симметрии. Симметрия может производиться от дома (где строение – точка отсчёта) или же от другого элемента дизайна, где таковой будет браться за 0. Здесь, так же за точку отсчёта в центре, может браться партер, то есть, с французского, близкий к земле элемент. Это может быть что угодно, к примеру, клумба с цветами, фонтан, пруд или просто газон. Решает здесь уже человек.
В наши дни встретить чистый регулярный стиль крайне сложно. Как правило, формальный стиль используют для оформления отдельного участка сада или заимствуют из него лишь самые яркие и интересные элементы, гармонично вписывая их в сады других стилей. Это связано не только с модой, но в первую очередь с трудоемким и затратным процессом создания регулярного сада. Формальный стиль – это торжество богатства, совершенства и величия, которое присуще классическому зодчеству, поэтому он станет лучшим украшением для особняков, выстроенных под старину, с балюстрадами, террасами, богатыми скульптурными элементами. В симметричной планировке регулярных садов четко прослеживаются правильные пропорции и формы величественных античных зданий.
Планировка
Для французского, или регулярного, стиля характерны аккуратные строго симметричные композиции, выполненные в виде различных геометрических форм. Причем, как в основном построении, так и в деталях лежит закон, определяющий порядок и власть человека над дикой окружающей природой. Большинство композиций создается на обширных территориях и в одной плоскости. Такой прием, получивший название “партер”, подразумевает четырехугольный газон, в центре которого находится клумба, небольшой бассейн с фонтаном или скульптура с отходящими дорожками. Партер обнесен бордюром из аккуратно подстриженных вечнозеленых растений, таких как кипарис, коническая ель, пирамидальный тополь и других низкорослых деревьев с плотной геометрической кроной.
Характерные для французского стиля идеи парадности, грандиозности и официальности требуют зрительного расширения пространства, которое достигается за счет ровного рельефа и системы длинных и широких дорожек и аллей, украшенных с обеих сторон декоративными кустарниками. Аллеи, вымощенные битым кирпичом или речной галькой, могут идти параллельно друг другу или пересекаться, но обязательно должны сходиться у дома как центрального объекта композиции. Французский сад имеет две ключевые точки – верхнюю, где находится дом, и нижнюю с главным входом. Такое расположение не случайно. В старину оно было создано для того, чтобы поразить гостей пышностью и величием всей композиции. Наряду с помпезностью и театральностью французскому стилю присуща рациональность и четкость линий, поэтому ярко выраженная основная ось делит пространство на две абсолютно симметричные части, элементы которых подчинены строгим и выверенным формам.
Одним из занимательных элементов являются лабиринты, представляющие собой заросли можжевельника, жимолости или орешника с тропинками, простирающимися на значительной площади. Кустарники для лабиринтов подразумевают обязательную геометрическую стрижку. Впрочем, своей строгой геометрической формой отличаются все кустарники, деревья и водоемы французского сада. Очень изысканно и стильно смотрится декоративный водоем с фонтанами и водными каскадами или античная скульптура, расположенная в центре сада.
Отличительной особенностью ландшафтного дизайна во французском стиле является боскет. Это замкнутое пространство, имеющее геометрически правильную форму. Со всех сторон боскет ограничен ровно постриженными и часто посаженными деревьями акации, боярышника, клена татарского, ели обыкновенной или смородины. Внутреннее пространство, именуемое зеленым залом или кабинетом, украшается газоном или многолетними плотно посаженными растениями. Между боскетами пролегают аккуратные дорожки, покрытые мелким гранитом или речной галькой.
Чаще всего панорама французского сада разворачивается в одной ландшафтной плоскости. Для ландшафтов с перепадами высот создаются ровные площадки с просторными террасами, которые соединяются между собой лестницами. Для придания истинно французского шарма террасы можно украсить партерами и боскетами. Оградой для французского сада может служить живая изгородь, в которой устроены специальные ниши с садовой мебелью светлых тонов. В дальней части сада, в том месте, где расположен партер с пересекающимися дорожками, неплохо установить изысканную и уютную беседку, предназначенную для отдыха.
Использование французской планировки сада будет уместным, если загородный коттедж или особняк предназначены для приема таких гостей, которых необходимо поразить изящностью, достатком и чувством вкуса. Однако необходимо учитывать, что создание парка или сада в формальном стиле требует достаточно большого пространства, маловыраженного рельефа местности и непрерывной работы профессионального садовника по его озеленению и благоустройству. Парк или сад, выполненный во французском стиле, имеет, прежде всего, главную ось всей планировки архитектоники, а расположение элементов должно быть симметричным. Это и будет основной идеей стиля. Главный вход в такой сад должен быть расположен в нижней части, чтобы прямо от входа можно было оценить все величие и превосходство композиции.
При обычной планировке, перед фасадом здания разбивается парк или сад, в центре которого, как правило, расположен фонтан или скульптура. Такое расположение весьма выгодно подчеркивает перспективу пространства, зрительно увеличивая ее. Лучше всего, если из растений будут преобладать те, которые долго сохраняют форму и легко поддаются стрижке. Они могут быть как хвойными, так и лиственными. В Беларуси для этой цели как нельзя лучше подойдут такие растения, как ель, туя, боярышник, спиреи, клен, яблоня, слива, липа, барбарис, бирючина, кизильник. Аллеи из этих деревьев и кустарников должны быть широкими, просторными и обязательно прямыми. Центральная аллея, идущая прямо к особняку, высаживается каким-либо одним видом деревьев. Остальные аллеи, идущие от центральной, могут пересекаться под прямым углом, или расходиться от главной аллеи лучами. Все деревья, кустарники, клумбы и газоны для сохранения своей геометрической формы должны своевременно и регулярно аккуратно подстригаться, что требует времени и усилий, а при отсутствии таковых – значительных денежных затрат, что лишний раз подчеркивает достаток владельца. Если позволяет площадь парка, то очень интересным элементом французского стиля может стать «зеленый лабиринт», который обычно представляет собой заросли кустарника и тропинки. Для создания такого лабиринта удобно использовать можжевельник или жимолость, а дорожки выложить мелкой галькой или толченым кирпичом.
Этот стиль не предполагает наличие ограды для парка или сада. Ранее в качестве ограждения использовали рвы с водой, которые зрительно не ограничивали пространство. Им на смену пришли изящные кованые решётки или живые изгороди, в специальных нишах которых очень красиво смотрится садовая мебель пастельных тонов. Часть парка, расположенная за особняком, обычно выполнена в свободном стиле. Здесь весьма удобно расположить красивую, уютную беседку для отдыха.
Чтобы сад регулярного стиля надолго сохранил свою привлекательность, требуется постоянный и тщательный уход. Чаще всего этот стиль используется для украшения правительственных резиденций, зданий государственных учреждений, гостиниц, театров и музеев. Кроме общественных учреждений французский стиль можно применить для озеленения загородных домов, подъездных дорог и пешеходных дорожек. Для того чтобы не нарушить гармонию и основную идею, присущую этому стилю, надо сохранить его традиции и при проектировании учитывать соответствие архитектурного стиля жилому зданию.
История
В середине XVI века на склонах холма Боболи во Флоренции, в резиденции герцогов Медичи заложили новые сады. Лелеяли их долго, воплощая эстетические тезисы, проверенные временем, и совершенно новые идеи. Например, благодаря специально обустроенным возвышенностям, впервые в истории ландшафтного искусства из парка открывался вид на город.
Флорентийские сады стали квинтэссенцией всего, что создали до этого не только садоводы, но архитекторы и скульпторы. Здесь были широкие аллеи, посыпанные гравием, и длинные осевые дорожки, дубы, кипарисы, лимонные деревья в кадках, розы и лилии в огромных цветниках… А еще амфитеатр, где впервые в мире зазвучали оперные арии, колоннады и террасы, рукотворные пруды с островками, фонтаны и гроты, артефакты из Греции и древнего Египта.
Не заметить сады Боболи было невозможно. Андре Ленотр, потомственный мастер озеленения, придворный садовник Людовика XIV (известно, что французский монарх был сильно увлечен садово-парковым искусством), создал проект версальского парка, взяв за основу сады Боболи.
Стиль, который возник в результате, ошеломил Европу и пленил её. Парки в регулярном стиле стали появляться в Англии, Испании, Австрии, России… Однако Версаль остался абсолютным, как чистый бриллиант, эталоном регулярности.
Версаль
Сады около версальского дворца формировались почти 40 лет. Мастер Ленотр преследовал технически сложную, честолюбивую цель: создать иллюзию бесконечности, безбрежности ландшафта, а также доказать при помощи технических уловок, что французский король властвует не только над своими подданными, но и над природой.
Что ж, Ленотру это удалось. Сады Версаля и сегодня остаются мерилом мерил, если речь о регулярном стиле. Все остальные парки, по умолчанию, повторяют клише, заданные мастером Ленотром.
Первый среди них – масштабность. Людовик XIV обожал свежий воздух, солнце и ветер, длительные прогулки, не терпел тесноты и сдавленности парижских улиц. Безусловно, это было учтено при создании версальского ансамбля. В итоге королевские сады раскинулись на огромной, совершенно не мыслимой для той эпохи территории – на площади 8300 гектаров. Их зеленая скатерть простиралась с востока на запад, как бы следуя за солнцем. Утром его первые лучи осеняли зал Славы, пробуждали дворец, заглядывали в королевские покои… И гасли на закате у Зеркальной галереи. Солнце, персональный символ французского монарха, стало также символом Версаля, его невероятных, поражающих воображение садов.
На каких же принципах, расчётах и секретах зиждился этот эффект?
Выбор растений в регулярном саду
В основе концепции французского регулярного стиля в садово-парковом дизайне лежит строгая геометрия, и потому растения для таких садов подбирают такие, чтобы они хорошо стриглись, легко принимали правильные формы, были устойчивы к болезням. Прежде всего, это вечнозеленые породы, способные выглядеть ухоженными и привлекательными в течение всего года.
В садах французского регулярного стиля часто можно увидеть моносады — участки, на которых культивируются растения одного вида, который и определяет название моносада: это может быть розарий, иридиарий, сиренгарий и т. д. Невозможно представить себе «французский сад и без топиариев — фигурно подстриженных деревьев и кустарников. Также обязательными элементами для него являются партерные газоны и партерные цветники или, как их еще называют, цветники-арабески.
Для формирования ровных и аккуратных бордюров обычно используются тис и самшит. Самшит легко поддается садовой стрижке и способен в течение долгого времени сохранять даже самые причудливые формы. Тисы славятся исключительным долголетием, имеют густые кроны с мутовчатым расположением ветвей, любят влажный воздух, хорошее солнечное освещение и свежую почву, насыщенную известью.
Из кустарников прежде всего следует обратить внимание на бирючину, которая представлена как листопадными, так и вечнозелеными кустарниками. Как правило, они солнцелюбивы, отлично растут на обычной садовой земле, возможно даже с добавками извести, но с трудом переносят сырую тяжелую глину с кислой реакцией. В садах французского регулярного стиля предпочтительнее высаживать бирючину обыкновенную — листопадный густоветвистый кустарник высотой до 5 м, быстро растущий и способный зимой выдерживать понижение температуры до ?30°C.
Второе место по популярности среди растений для садов французского регулярного стиля, адаптированных к белорусским реалиям, занимает липа мелколистная (или липа сердцевидная) — самый жизнестойкий представитель широколиственных пород. Это растение способно переносить зимой морозы до ?48°C. Максимально возможный уровень роста для липы мелкоцветной — 30 м. У нее компактная овальная крона и стройный цилиндрический ствол. Липа теневынослива, не слишком требовательна к качеству почвы, но не выносит засухи. Растет относительно быстро и идеально подходит для формирования живой изгороди.
Вполне уместно будут смотреться в саду французского регулярного стиля и такие неколючие кустарники, как кизильник. В ландшафтном дизайне для формирования живых изгородей традиционно используется более восьмидесяти его видов.
Нельзя не упомянуть и барбарис обыкновенный, которому за приятный нежный аромат спелых ягод люди дали название «конфетного дерева . Но на самом деле это колючий листопадный кустарник. На формирование живой изгороди из барбариса может уйти достаточно много времени — не меньше шести лет, но все усилия в итоге будут оправданы. Весной кусты покрываются золотистыми цветами, осенью обращают на себя внимание ярким багрянцем листьев. Из сортов с интенсивным боковым ветвлением, оптимально подходящих для формирования живых изгородей и бордюров помимо барбариса обыкновенного необходимо отметить барбарис Тунберга, барбарис сибирский и барбарис оттавский.
Из деревьев, кроме уже упомянутой и крайне популярной липы, в саду французского регулярного стиля можно посадить клены типа кампестри, типичным представителем которых является клен полевой, а также декоративные яблони и декоративные сливы.
Полевой клен имеет шаровидную крону и достигает в высоту 15 м. Клен теневынослив, устойчив к засухе и способен выдержать небольшие засоления почвы. Растет он достаточно медленно, зато легко переносит пересадку и стрижку. Что касается декоративных яблонь, то самыми популярными их сортами, адаптированными к климатическим условиям Беларуси, пожалуй, относятся «Роялти» и «Эверест». «Роялти» имеет красно-фиолетовые листья, яркие розовые цветы и мелкие темно-красные плоды. Эта яблоня светолюбива и морозостойка, цветет, как правило, не раньше мая, в высоту достигает 4-6 м. У «Эвереста» листья темно-зеленые, овальной формы, цветы белые, форма кроны коническая с поникающими побегами. Желто-красные плоды «Эвереста» выглядят очень декоративно и могут не опадать до декабря. Дерево устойчиво к морозам, но совершенно не переносит жары. Декоративная слива обладает густой кроной с блестящими пурпурно-красными листьями, растет на плодородных суглинках средней влажности, предпочитая ярко освещенные солнцем места. Может использоваться как в групповых, так и в одиночных посадках.
Растения хвойных пород в садах, оформленных в традициях французского регулярного стиля, — скорее исключение из правил, но в тех случаях, когда климатические условия не позволяют засадить его необходимыми лиственными породами, а иметь такой садик уж очень хочется, эксперименты с хвойными не возбраняются. Наиболее подходящими считаются декоративные формы ели сизой (их всего насчитывается около 20), ель колючая, туи и кипарисовики.
Неприхотливая и податливая к любым дизайнерским экспериментам туя западная получила известность как универсальное средство озеленения. Канонам французского регулярного стиля она также не противоречит. Ландшафтным дизайнерам известно более двадцати сортов туи западной, и среди них они часто отдают предпочтение сорту «Брабант» — растению с зелеными побегами и желтыми кончиками и динамичными темпами роста — до полуметра в год. Максимальная высота туи сорта «Брабант» редко превышает 8 м. Двух обрезок кроны вполне достаточно для того чтобы превратить ее в непроницаемую стену.
У туи сорта «Смарагд» красивая конусообразная крона и ярко-зеленая хвоя, сохраняющая насыщенность цвета круглый год. В ширину она обычно разрастается до 1-2 м, а в высоту — до 8 м, так же, как и туя сорта «Брабант». Туя «Смарагд» не выносит переувлажнения, и эту особенность ухода обязательно нужно учитывать. Говоря о подборе растений для сада французского регулярного стиля, стоит упомянуть и такой сорт туи западной, как карликовую «Данику» — шаровидный кустарник высотой до 0,6 м. Он сохраняет правильную шарообразную форму на протяжении всего жизненного периода, совершенно не требуя обрезки.
Партерные газоны
Партерные газоны (ссылка на статью) в садах французского регулярного стиля должны быть покрыты ровным, шелковистым и густым травяным покровом, напоминающим мягкий ворсистый ковер. Такую поверхность создают низкие узколистный злаки — овсяница красная, мятлик луговой, полевица. Высевается либо один вид травы, либо смесь из двух различных видов, способных образовать однородный травостой. Стричь его придется до двух раз в неделю с тем, чтобы трава не вырастала выше 1 см.
При обустройстве партерных цветников и регулярных клумб-арабесок цветы необходимо подбирать так, чтобы обеспечить непрерывное цветение в течение всего сезона. Ранней весной на них будут уместны луковичные — нарцисс, тюльпан, крокус, сцилла, а также раннецветущие многолетники — например, печеночница и анемон. Цветы для лета: виола, маргаритка, аквилегия, ирис, алиссум, бархатцы, календула, петуния, сальвия, и многие другие. Осенью великолепие регулярных клумб и цветников подчеркнут розы, гелениум, астры и георгины.
Бордюры
Очень узкие, не более 10–40 см шириной, полосы цветов, основное назначение которых окантовывать цветочные посадки или газон. Длина бордюра зависит от длины объекта, вокруг которого он проложен.
Обычно бордюр создают из низкорослых или почвопокровных растений (алиссум, очиток и др.) либо низкого кустарника, например самшита (на юге) или манжетки.
Образуя ровные четкие границы цветочных узоров, бордюры придают законченность цветнику.
На участке бордюрами можно обрамлять дорожки от ворот к парадному подъезду или в саду.
Совет. Очень красиво будет смотреться бордюр, контрастирующий с основными посадками. Так, например, узоры из лимонно-желтых тагетисов на зеленом газоне окаймляют черно-красной периллой.
Малые архитектурные формы в регулярном стиле
Во французском стиле неуместна громоздкая и массивная мебель. Вариантов подбора предметов быта только два — изящные, легкие изделия с кованными элегантными ножками и опорами, легкими сиденьями или типичная мебель в стиле уличных кафешек и летних террас ресторанов.
А вот беседки, если площадка достаточно большая для их установки, особенно легкие конструкции в романтическом стиле, только приветствуются. Кроме выделенных в базовой структуре, каждую площадку в саду, будь то расширение, пересечение дорожек или их «глухой» конец, обязательно используйте для обустройства зон и уголков для отдыха.
Отдельное место в аристократическом французском стиле следует уделить горшечным садам. Если в средиземноморском стиле их просто выставляют на площадки, то французский стиль более изобретателен. Он предлагает использовать для горшечных экспозиций лестницы или оригинальные многоруровневые опоры, которые одновременно позволят использовать максимально выгодно площадь и подчеркнуть тематическое оформление. Типичные растения для французского горшечного сада — герани. Собрание разных сортов на ступеньках лестницы или даже на установленной в уголке вблизи террасы стремянке — это настоящий французский «шик». Для горшечных садов можно использовать только бело- и розовоцветущие растения.
Несколько горшечных растений обязательно следует установить в зоне отдыха. Они должны стоять на столе, возле каждого предмета мебели, под сиденьями и столешницами. Правда, использовать следует не отдельные высаженные в горшки растения, а целые горшечные композиции. Какими будут кашпо — не так уж и важно, но светлые и неглянцевые материалы для французского стиля подходят лучше, в частности, типичными считаются глиняные сосуды. В качестве горшечных растений можно использовать розы, самшиты, оливковые деревья, лавр, цитрусовые, гранат, лантану.
В таком саду вы просто обязаны установить хотя бы одну классическую садовую скульптуру, напоминающую о французских замках и дворцах. Если у вас в саду есть высокая стена, то установите на ней большое зеркало или создайте настенный пейзаж с перспективой, замаскировав по бокам вьющимися растениями. Такое эффектное «отражение» или неожиданная перспектива привнесут в сад ощущения простора и покоя.
Колониальный ландшафтный дизайн
Колониальный стиль восходит к тому времени, когда европейцы прибыли в Америку и должны были заново адаптироваться не только к новому образу жизни, но и к другому климату. Стиль объединяет две разные культуры: колонизаторов и аборигенов.
Разнообразие местной флоры и многонациональность колонизаторов привели к поразительному стилю, который характеризуется уютом и легкой небрежностью. Характерные элементы колониального сада: чёткое зонирование, каменная брусчатка, солнечные часы, фонтаны, симметричные прямые гравийные дорожки между клумбами, низкий белый заборчик.
Обязательная садово-огородная часть участка в колониальном стиле является отголоском того, как первые поселенцы кроме декоративной задачи придавали саду еще и практическое значение.
Водоемы во французском стиле
Важный элемент классического стиля – вода. Она находит своё воплощение в бассейнах с фонтанами, каскадах и пристенных фонтанчиках. Зеркальная гладь воды прекрасно будет сочетаться с общей композицией. Водоем на участке делают в форме круга, овала, квадрата, прямоугольника. Береговая линия должна быть четкой; растения в прибрежной зоне высаживаются в строгом порядке, рядами. На больших по площади участках нередко создают каскады – многоступенчатые сооружения из камня или бетона, служащие для ниспадения струй воды. Также на участке устанавливают фонтаны, которые могут служить центром цветочных композиций, например. Здесь тоже всё подчинено законам геометрии: водоёмы имеют строго симметричную, чаще всего прямоугольную форму.
Общая информация
Ландшафтный дизайн можно считать понятием, известным достаточно давно. Раньше его использовали, когда речь шла об украшении достаточно масштабных земельных территорий или общественных зон, в том числе парковых. Но сегодня в этом плане ситуация изменилась весьма кардинально. Для современников ландшафтный дизайн стал актуальным в очень многих случаях. И в первую очередь специалисты в этой области востребованы среди частников, покупающих большие площади земли, чтобы построить на нем дом.
Ландшафтный дизайн в таких случаях следует продумывать очень грамотно, чтобы был задействован каждый уголок участка. Многие приусадебные сады сегодня содержат интересные предметы декора, они, с дизайнерской точки зрения, роскошны и богаты. Современные стили оформления ландшафта позволяют превращать участки в модные и оригинальные места. Но для того чтобы получить такой чудесный сад, требуется вложить много серьезного труда и затрат, в том числе не только финансовых, но и временных. Специалист должен в первую очередь определиться со стилем, провести систему полива, выбрать материалы для мощения дорожек, растения, ограждения и многое другое. Правильный подход к оформлению территории является залогом того, что приусадебный участок получится поистине неповторимым местом.
Материалы и декоративные элементы в регулярном стиле
Материалы для регулярного сада выбирают дорогие, высокого качества – ценные породы дерева, мрамор, керамика, бронза. Аксессуары для регулярного сада также должны выглядеть богато, их не должно быть слишком много, но все они должны выгодно подчеркивать другие элементы сада, быть «к месту». При декорировании беседок обычно используют резьбу по дереву, художественную ковку. Ограждения в формальном саду – чугунные или литые с классическим рисунком решетки.В регулярном саду предпочтение отдают спокойным тонам, классическим орнаментам, растительным мотивам.
Японский ландшафтный дизайн
Японский сад характеризуется сдержанной чистотой стиля, композиционной точностью и аскетизмом. Никакие детали пейзажа не должны отвлекать от созерцания естественной гармонии или погружения в собственные мысли. Манера базируется на буддийской и даосской философии.
Японский стиль стремится создавать миниатюрные копии самой природы. Эта практика является формой искусства в Стране восходящего солнца. Элементы японского сада имитируют или символизируют природные элементы. Деликатное сочетание камней, спокойной или бегущей воды, растений создает особый мир.
Стилистическими особенностями оформления сада в японском стиле являются асимметричная планировка участка, дорожки, вымощенные камнями, естественный пруд, песок, оформленный волнообразными узорами и символические композиции из натурального камня.
Для озеленения используются сливы, клены, сосны, вишни, бамбук, сосны, ивы, пионы, хризантемы, бонсай. Вид, созданный в японском саду, далек от реальной природы, но основан на ней. Японские сады не предназначены для прогулок, а для созерцания. В создании сада в японском стиле важно чувство меры и вкуса.
Миксбордеры
Это очень модные и современные цветники, включающие в себя самые разнообразные растения, что видно из названия, которое на русский язык переводится как «смешанный бордюр».
Обычно миксбордеры занимают достаточно большую площадь, на которой в течение всего вегетационного периода несколько раз меняется цветение. Такие цветники хороши на протяжении всего сезона, а при включении в состав посадок хвойных культур (можжевельника, карликовых елей и горных сосен) – круглый год.
Растения для миксбордеров подбирают по следующим факторам: совместимость, скорость разрастания, высота, сроки цветения. Необходимо учитывать и колористические особенности, как отдельных групп, так и всего цветника в целом. При этом площадь каждой группы обычно составляет от 2 до 5 м2.
Кроме того, миксбордеры используют для обрамления дорожек, водоемов и различных архитектурных элементов.
Совет. Для придания большей декоративности в миксбордеры рекомендуется включать природные материалы: цветную гальку, древесную кору, щепу и др.
Модульные цветники
Несмотря на всю простоту, такие цветники выглядят очень привлекательно. Так, например, можно оживить большую мощеную плиткой площадь, причем поступают в этом случае очень просто. Вынимают отдельные плитки и либо добавляют плодородную землю и высаживают летники, либо устанавливают подходящие контейнеры с зацветающими цветами.
Можно поступить и по-другому. Для этого участок, отведенный под цветник, разбивают на регулярные элементы различной геометрической формы. В некоторые высаживают цветы (многолетники и однолетники), красивый невысокий кустарник или невысокие хвойные культуры, например можжевельник или микробиоту. Все остальное пространство или засеивают газонной травой, или засыпают гравием, щепой и т.п.
Такие цветники могут стать своеобразным «театром одного актера», если высадить в модули цветы одного вида, но разных сортов, например гладиолусы или георгины.
Рокарии
Рокарии, или каменистые сады чаще всего располагают на каменистых склонах, террасах или иных территориях, где создать цветник другого вида достаточно проблематично.
Однако чаще всего можно встретить маленькие искусственно созданные из груды камней сооружения, именуемые альпийской горкой. Чтобы подобные сооружения хорошо выглядели, они, прежде всего, должны быть естественными, в них необходимо соединить в единое целое красоту грубых камней и нежность, и хрупкость живых растений.
Размер и размещение рокария зависят только от условий и возможностей местности, но, как правило, это участки площадью от 2 до 200 м2 и высотой от 0,5 до 10 м. Высаживают здесь растения, предпочитающие каменистые почвы, в основном низкорослые и засухоустойчивые. Чтобы придать некоторую живописность всему сооружению, сажают низкорослые кустарники, особенно хорошо выглядят хвойные, миниатюрные розы и луковичные растения.
Совет. Для создания рокария выровняйте площадку и утрамбуйте грунт. Если планируете разместить крупные камни (валуны), то сделайте бетонную заливку, иначе постепенно они просядут. Песчаные почвы для рокариев не пригодны.
Солитеры
Одиночные растения, которые используют как в регулярных, так и в ландшафтных видах цветников. Обычно в качестве солитера выбирают крупное цветочное или декоративно-лиственное растение. Хорошо смотрятся и невысокие красивоцветущие кустарники, например розы или спиреи.
Обычно солитеры размещают на фоне группы деревьев или однотонной стены, хорошо они смотрятся у подпорных стенок, сложенных из камня. Однако нужно увязывать солитер с окружающей обстановкой, как по колориту, так и по размерам. Например, при высоте подпорной стенки 1,5 м вряд ли уместен будет двухметровый куст розы в качестве солитера, тут скорее подойдут канна, флокс и т.п., и безусловно, за таким растением должен осуществляться тщательный уход.
Группы
Это ландшафтный стиль посадок, весьма распространенный в наше время, который характеризуется свободными очертаниями и плавными извилистыми контурами. Площадь таких посадок может достигать от 3 до 60 м2, причем чаще всего группы состоят из многолетников с небольшой долей летников для ежегодного обновления экспозиции.
Группы можно разделить на два подвида – простые и сложные. Для простых групп подбирают летники, таким образом, чтобы цветение продолжалось в течение всего вегетационного период. Можно использовать следующее сочетание: нарциссы – люпины – флоксы – астры. Такая группа будет выглядеть очень привлекательно.
Сложные группы составляют из растений разных видов, сочетая по высоте и колориту многолетние и однолетние цветы. Здесь очень многое зависит от того, где располагается данная группа. Так, если она просматривается со всех сторон, самые высокие растения высаживают в центре, а затем к краям высоту снижают. Однако если группа расположена у стены, то высокие растения размещают на заднем плане, оставляя передний для невысоких цветов. Очень эффектно для групповых посадок использование таких высоких растений, как дельфиниум, шток-роза и др.