Модерн – один из самых изящных и загадочных стилей, а пришел он в сад из интерьера. Сложившийся в начале XX века стиль модерн оказал такое сильное влияние на культуру в целом, что просто не мог не проявиться и в садовом исполнении. Главная изюминка стиля модерн – линия. Линии модерна – плавные, текучие, завораживающие, дугообразные. Кажется, что они перетекают сами в себя.
Стиль – не из самых простых, поскольку здесь как нигде связи зон между собой и сада с домом должны быть совершенными. Грамотно выполненный сад в таком стиле похож на музыку Есть в нем что-то от японского сада: та же элегантность, осмыслен ность. Участок в стиле модерн – в основном декоративный, но, несмотря на кажущуюся простоту, он требует тщательного ухода. Оптимален участок средних и больших размеров – от 10 соток, форма – лучше всего сложная, неправильная. Участок не должен быть слишком сухим.
История появления
«Все течет, все изменяется», — утверждал древний философ. Так происходит во всех сферах жизнедеятельности человечества, в том числе и в ландшафтном дизайне. Это направление обустройства территории, прилегающей к жилым постройкам, сформировалось еще во времена становления древнего зодчества: каждое селение оформляло окружающую его территорию согласно своему мировоззрению и учитывая рельеф местности.
С течением времени развивались технические возможности общества и эстетическое восприятие им окружающего мира. Так, на рубеже XIX-XX вв. на смену классицизму, барокко и др. направлениям обустройства пространства пришел модерн.
Это название стиля в славянском мире, в странах Западной Европы, например, оно звучит (в переводе на рус.) как «новый стиль». Это справедливо с точки зрения его обособленности по дизайну, но правильнее ему иметь собственное имя — модерн. Ведь в нем также используются фрагменты других стилей. Например, газон может быть английским или мавританским; цветник можно оформить в виде рабатки или бордюра и т. д.
Появление модерна обусловлено рядом объективных факторов:
- Научно-техническим прогрессом. Прошедшая в странах Европы и США во второй половине XIX в. индустриальная революция дала толчок не только различным производствам, но и отразилась на всех сторонах жизни общества. На смену старым (природным) материалам стали приходить новые (бетон, цемент, строительные смеси, каучук и др.). Соответственно, приходилось искать им области применения, в т. ч. и в ландшафтном обустройстве.
- Желание новаторства. В эстетическом восприятии мира человечество шло к минимализму. Старый же стиль предполагал дух мещанства в дизайне: в интерьере присутствовало обилие мебели, множество излишеств (ковров, тяжелых портьер и т. п. аксессуаров). В обустройстве садово-парковых территорий использовалось много лепнины и произведений скульптурного искусства.
- Геополитической обстановкой. На то время количество военных конфликтов в Европе существенно снизилось, и необходимость в возведении объектов двойного назначения (военно-гражданских) тоже уменьшилось. Прежде строительство тяготело к массивным стенам и узким окнам в зданиях, прямолинейности в ландшафтном дизайне. «Новый стиль» же предполагает легкость форм и гармоничную криволинейность в планировке садово-парковых ансамблей.
Читайте