Русский стиль сформировался относительно недавно под воздействием европейских ландшафтных стилей. Популярность русского садового стиля ландшафтного дизайна сегодня неуклонно растет, особенно его ценят те люди, кто предпочитает уют и простоту.
Его главное преимущество — он действительно хранит в себе старые традиции и позволяет бережно относиться к новым. Но и роскошь здесь имеется, настоящая и манящая своей естественностью и неповторимостью.
- Основные тенденции
- Зонирование территории
- Облик русского сада
- Элементы декора русского сада
Немного об истории русской усадьбы
Русский стиль в ландшафтном дизайне «вырастал» на протяжении многовековой истории России, особенностей ее климата и менталитета ее жителей. Современные русские сады чем-то напоминают давние усадьбы дворян и помещиков.
Ландшафтный дизайн Россия заимствовала преимущественно у Европы (Голландия, Англия, Франция, Италия). Объясняется это просто: до Петра Первого национального стиля фактически не было, а к дизайну подходили исключительно практично и утилитарно. Значение придавали не столько красоте, сколько функциональности, в том числе среди знатных землевладельцев. Пруды и клумбы обустраивали ради продажи рыбы и цветов – для получения выгоды, а не для красоты.
От монахов к королям
В Европе сады также существовали еще в древности: их возделывали и греки, и римляне, причем эллины первыми стали украшать садовые пространства скульптурами, а римляне первыми создали садовые фонтаны. В Средние века сады были наполнены религиозными символами — их разбивали преимущественно при монастырях, однако они служили не только местом для размышлений о Боге: там выращивали лекарственные растения и плоды, которые шли в пищу.
Первым, кто разработал концепцию регулярного сада, еще в эпоху Возрождения, был итальянский архитектор Джакомо Виньола, построивший виллу папы Юлия III и разбивший при ней сад с искусственными водоемами, лестницами и переходами. Сад становится символом роскоши в эпоху барокко и классицизма — в то время, когда европейскому человеку по-прежнему досаждали Чума, Война, Голод и Смерть (иногда все сразу, иногда по очереди), укрепляется вера в победу разума над природой. Говоря о садах Франции, достаточно упомянуть Версальский парк «короля-солнце» Людовика XIV, автором которого стал садовник Андре Ленотр. Но до Версаля Ленотр создал не менее грандиозный проект — сад Во-ле-Виконт для королевского министра Фуке. К сожалению, этот шедевр садово-паркового искусства подвел Фуке под монастырь. Короля возмутила роскошь сада, он поинтересовался, откуда у Фуке деньги на такие проекты. Министр ничего вразумительного ответить не смог и отправился за решетку, а гениальный Ленотр — на службу к королю для создания Версаля.
Парк Людовика XIV становится вместилищем всех видов искусств: здесь проходят роскошные обеды, исполняются оперы, ставятся спектакли. Среди копий античных скульптур ведутся дипломатические переговоры, тут принимают послов. Жан-Батист Люлли, любимый композитор короля, сочиняет музыку специально для сада. Сады и парки классицизма и барокко становятся отрадой для экстравертов, правда, экстравертов знатных и богатых.
На смену классицизму и барокко придет «унылый романтизм», и сад станет похож на дикий лес, прибежище отшельника: вместо подстриженных солнечных лужаек будут пещеры и тенистые гроты, музыку заменит птичье пенье и плеск воды, а шумные увеселения — размышления о богатом внутреннем мире, жизни и смерти.
Таким станет английский сад, который получит популярность по всему миру. Однако великолепные сады, созданные по европейскому образцу, появятся в России раньше.
Основные тенденции ландшафтного дизайна русского сада
Современный русский сад, как самостоятельный стиль ландшафтного дизайна, совмещает в себе размеренный порядок своих составляющих с налетом незначительного беспорядка. Он касается самого сада (легкая неухоженность), в котором декоративные элементы разбросаны как бы небрежно и немного беспорядочно.
Важная черта национального ландшафтного стиля – он не приемлет острых углов. Русские люди уверены, что комфорт и покой приходят исключительно среди плавных линий.
Садовые дорожки неправильной формы извилисто убегают вглубь сада. Скамейки имеют сглаженную форму и сделаны с нарочитой небрежностью. В русском саду нет аккуратных газонов строгой геометрии и тщательно выверенных композиций. Здесь на лужайках свободно растет клевер, папоротник и другие растения.
Характерные черты оформления садового участка в русском стиле:
- Изделия из дерева в стиле русской старины – скульптуры, тележные колеса и сами телеги, пушки, садовая мебель, мостики.
- Срубы из необработанных бревен, а если и обработанные, то в тёмно-коричневых тонах.
- Решетки, фонари, ограды и другие кованые изделия.
- Клумбы без камней с растениями, характерными именно для данной местности.
- Тропинки и дорожки, выложенные корой или деревянными плашками.
- Ухваты, грабли, горшки из глины, мельничные жернова.
Хороший вариант — обустроить настоящую русскую печь, которую можно совместить с летней кухней и готовить в ней щи, кашу, пироги да калачи или сделать на улице как характерный элемент декора.
Прогулочная зона
Лиственные деревья и высокие кустарники приносят летнюю прохладу, отбрасывая тень на садовые дорожки, плавно огибающие клумбы, водоёмы и деревянные скульптуры. Красавцы-клёны, ясени, роскошные липы и печальные берёзки, переплетая свои ветви, создают уютные тенистые аллеи и арки.
На больших территориях можно расположить участки смешанных лесов и рощ, для оформления которых подходят традиционные хвойные и лиственные растения: тис, берёза, ель, туя, рябина, сосна, клён, дуб, липа, можжевельник, лианы, благоухающие сирень и жасмин.
Извилистые дорожки расходятся от центральной части участка в разные стороны и соединяют между собой все зоны. Тропинки обычно присыпают песком, гравием или корой деревьев, а если дорожки запланировано сделать из плит, то между плашками желательно оставить зазоры и присыпать их землёй. Пробивающаяся травка как раз создаст видимость некой небрежности и лёгкой запущенности, что характерно для русского стиля.
Формирование и зонирование территории
В части планировки участок в русском стиле предполагает 5 главных зон – зона отдыха, огород, непосредственно сад с плодовыми деревьями и кустарниками, бытовая зона и палисадник.
Сад в русском стиле отличается просторностью, причем большая часть высаженных растений должны нести не декоративный характер, а приносить плоды. Именно так относились к своей земле русские помещики. Они ценили и любили землю, что кормила их предков. Поэтому истинно русский человек старается, чтобы каждый метр его участка приносил максимальную пользу. Это не значит, что повсюду растет малина или редиска. Главное ― обустроить практичные и красивые фруктовые мини-сады или овощные грядки.
Важная часть русского сада ― большие вечнозеленые хвойники, символизирующие лес. Поблизости от дома высаживают сосны, туи, ели.
Парадная зона
Палисадник — первое, что видят гости, зайдя на территорию участка, поэтому оформить парадную зону нужно с учётом характерных особенностей русского усадебного стиля.
Дорожка от ворот до крыльца дома может быть присыпана корой деревьев, что стало модным в последнее время. Также для насыпи используют гравий и спилы деревьев.
На участке могут располагаться клумбы или миксбордеры неправильной формы с ярко-цветущими растениями и плодово-ягодными кустарниками. Цветы стоит подбирать и высаживать таким образом, чтобы их благоухание не прекращалось всё лето.
Оградой в палисаднике может быть невысокий заборчик, плетёная или живая изгородь. Дополнительным украшением могут стать деревянные садовые фигуры персонажей из русских народных сказок.
Свежие записи
Сиреневые многолетники, которые красивы, компактны и не вытесняют другие растения Почему при покупке саженцев не стоит верить продавцам на слово и как по 3 признакам самим определить возраст растения Рассада помидоров стала фиолетовой или белесой: почему изменился цвет и как спасти растения
Уместно разместить в палисаднике небольшой искусственный пруд, окружённый растениями. Водоёмы также являются неотъемлемой частью русского стиля.
Облик русского сада
Одной и важнейших составляющих жизни русского человека всегда был дом, наполненный атмосферой покоя и тишины. Вернувшись в такой, он сразу забывает о проблемах и невзгодах, которые ожидают его за кольцом внешних стен, дарящих ему чувство защищенности. Находясь в своем саду или просто любуясь им, хозяин одновременно расслабляется и заряжается новой энергией – настоящий релакс! Поэтому в саду, который выдержан в национальном русском стиле, нет излишне режущих глаз декоративных элементов и кричащих расцветок. Все тона предпочтительны спокойные, способствующие лучшему расслаблению. Это правило относится к каждому предмету, находящемуся на территории – беседки, веранды, качели, скамейки и пр.
Замысел русского сада сводится к созданию атмосферы деревенского уюта, возможно с традиционной русской баней:
- мебель и скульптуры из натуральных материалов,
- водоемы;
- местные растения,
- террасы;
- дорожки.
Водоемы в русском саду украшают камыши и водные растения (по возможности — цветущие). Уместен ручеек, стекающий из деревянного корыта в пруд или озеро.
Террасы чаще делают деревянными, обустраивая их в специально отведенной зоне отдыха или вокруг дома.
Дорожки больше похожи на извилистые тропинки, их мостят гравием, корой, круглыми спилами.
Декоративные предметы сада
Ни один участок не обходится без ограждения. Забор на дворянской усадьбе делают из бревен высотой около полутора метров. Такая изгородь не ущемляет чувства свободного пространства и не провоцирует появления чувства замкнутости. Несмотря на простой внешний вид, он может послужить прекрасным фоном для декоративных растений. Как вариант, такую изгородь можно сделать в виде частокола. Главное, он должен гармонично вписываться в общую картину сада.
Садовые дорожки выстилают из гравия, декоративной коры деревьев или песка. Их делают извилистыми, избегая прямых линий и четкости границ. Края дорожек обсаживаются низкорослыми цветами или пряными травами, для ощущения приятного аромата во время ходьбы.
Газон располагают позади дома. На его территории высаживают сольные деревья или кустарники. Само покрытие формируется из многолетних почвопокровных трав. Чтоб газон не растворялся на общем фоне, его декорируют яркими цветами и делают в форме небольших островков.
Первые русские усадьбы имели павильон для отдыха, сейчас они преобразились в простые беседки, сделанные из дерева. Они могут быть греческими или носящими восточные элементы. Их сооружают под кроной деревьев или широких кустарников. Для декора под ними высаживают вьющиеся растения, такие как: вьюнок, хмель или девичий виноград, которые за короткое время опутывают всю территории сооружения, создавая плотный декоративный вертикальный ковер. Внутри беседок размещают деревянную или плетеную мебель.
Для детей в саду делают «потеху» — зону с качелями, горками, песочницей, садовыми фигурами сказочных героев, детскими лавочками или деревянными декоративными домиками. Такую зону отделяют при помощи цветников или клумб.
Обязательным на территории дворянской усадьбы считается водоем, в котором можно выращивать рыб. Его декорируют хостами, однолетними цветами, багульником или бересклетами. Берега укрепляют при помощи георешеток и украшают рулонным газоном и высаживают плакучую иву или березу.
В саду расставляют много фонарей и светильников таким образом, чтоб их свет освещал дорожки и отдельные предметы, которые хочется выделить. Фонари подбирают «под старину».
Кроме того, в саду такого стиля можно увидеть много других предметов, дополняющих и украшающих его:
- Колонны;
- Статуи;
- Приподнятые цветники;
- Скамейки из литья;
- Скворечники;
- Поилки для птиц;
Элементы декора русского сада
В русском саду лучше всего смотрятся деревянные скульптуры, относящиеся к народному творчеству. Они могут быть раскрашены, как матрешки, или просто вскрыты лаком.
Вместо мебели (деревянной, лакированной или просто шлифованной) отлично подойдут обычные пеньки, на которых сидят, плюс широкий пень-стол.
Сад могут украшать мостики, клумбы, вилы, грабли, корыта и другие предметы русского народного быта (все только из дерева и натуральных материалов).
Российские сады и парки: историческая прогулка
Пятнов П.В.
Садово-парковое искусство — один из наиболее сложных, многоаспектных видов искусства, своеобразное соединение садоводства, архитектуры, живописи, поэзии, религии и философии. Как пространства, осознанно организованные с учетом психологии восприятия, сады всеми видами воздействия регулируют направление и скорость нашего передвижения, программируют содержание и смену впечатлений и эмоций. Как произведения искусства, подчиняющиеся законам композиции, общим для всех видов искусства, они обладают ассоциативностью восприятия, пробуждающей музыкальные и поэтические образы. Как одухотворенные создания человеческого разума, парки насыщены философско-символическим смыслом. Поэтому сады, изобилующие красивоцветущими, благоухающими, сладкоплодными деревьями и кустарниками, заставляют резонировать все наши чувства и сами как будто откликаются на наше настроение и состояние души.
Насаждение садов всегда было тесно связано с религией. С древних времен сады и растения посвящались богам.
Сохранилось множество красивых легенд, рассказывающих об отношении к растениям в Древнем Египте, в античных Греции и Риме, в Средние века и объясняющих символику растений и религиозный подтекст самого сада. На протяжении всей истории человечества сады и парки ассоциировались с божественными проявлениями. В зависимости от мировосприятия человека, диктуемого эпохой, сады становились то замкнутыми, маленькими, аскетичными и утилитарными (в эпоху Средневековья), то превращались в сады «наслаждений» (в эпоху Возрождения), то вырастали в огромные садово-парковые ансамбли, объединявшие все виды искусства (классицизм, барокко и др.).
Каждая эпоха выдвигала свои художественные стили и приемы. В садово-парковом искусстве набор приемов и элементов с течением времени оставался почти неизменным, менялись лишь сочетания и расположение в пространстве, а их восприятие всегда соответствовало общественному мировоззрению. «Мотивы садового искусства в большинстве случаев повторяются, и если исчезают, то только на время, чтобы потом вновь появиться. Меняется же эстетическое значение отдельных форм и мотивов в соответствии с «эстетическим климатом «эпохи».
Характеризуя специфичность произведений садово-паркового искусства, академик Д.С. Лихачев писал, что всегда существовало представление о том, что «истинный сад должен удовлетворять всем человеческим чувствам: не только зрению, но и вкусу… слуху… обонянию… ощущениям…» [1].
Кроме того, сады должны были отвечать культурным запросам и эстетическим представлениям, а также обеспечивать соответствующий времени «садовый быт». В разные времена он был разным. Сады создавались для ученых бесед, размышлений, поэтических мечтаний, молитвенного или философского уединения, романтических прогулок, официальных приемов и празднеств. Организация, а затем и «потребление» столь сложной среды требовали квалифицированных знаний, а также художественного воображения. Поэтому садово-парковое искусство было объектом пристального внимания художников, архитекторов, литераторов, музыкантов. Взаимосвязь садоводства и живописи прослеживается на всем протяжении истории существования этих видов искусства. Одна из традиционных связей выражалась в стремлении живописцев запечатлеть реально существующие сады и парки. Изучение истории садово-паркового искусства в значительной степени опирается на этот материал. Так о древних садах Египта, Вавилона, Ассирии мы знаем по сохранившимся изображениям. Многие замечательные художники, скульпторы, архитекторы принимали участие и в создании садов и парков.
Каждая эпоха своими устоявшимися эстетическими принципами и техническими возможностями также накладывала отпечаток на формирование своего комплекса правил, приемов, способов, определяющих в целом внешние черты сада или дворцово-паркового ансамбля.
В разнообразии исторически сложившихся стилей четко просматриваются два основных направления: регулярное (геометрическое) и пейзажное. В планировке регулярного сада используются симметрично расположенные геометрические фигуры: прямоугольники, ромбы, треугольники, круги. Такой принцип характерен для древних садов Востока, Греции и Рима, садов Средневековья и эпохи Возрождения, французских парков XVII века, садов и парков России конца XVII — первой половины XVIII века.
Пейзажное направление отличается использованием плавных линий в планировке сада, повторяющих изгибы дорог, неровности местности, а также свободными контурами водоемов, лужаек, полян. К данному стилевому направлению относятся сады Китая, Японии, ряда других восточных стран, пейзажные парки Европы и России XVIII — начала XIX века, садово-парковое искусство Европы, России, Америки конца XIX — начала XX века.
Однако нередко в садах и парках одного стилевого направления присутствовали элементы другого. Подобное смешение стилей особенно характерно было для европейских парков, создаваемых в XIX-ХХ веках. Оно символизирует собой картину мира, в которой человек, соединяясь с природой, открывает для себя суть бытия.
Д.С.Лихачев отмечает, что сад воспринимался как большая книга, как учебное помещение, своего рода «классная комната». Сад был всегда «действующим», В этом его разительное отличие от архитектурных сооружений, которые часто ценны сами по себе.
Существует два типа семантики садов. Первый тип значения садов может быть почти адекватно выражен или объяснен словами. Это различные аллегории символы определенных событий, персонажей или богов, обычно выражаемые в скульптурных или архитектурных композициях. Второй тип — это отражение определенного понятийно-стилистического строя посредством элементов садового искусства.
Начало декоративного садоводства на Руси относится к глубокой старине. В V в. до н. э. греческий историк Геродот упоминал о садах, расположенных в нижнем течении Днепра. Летописец Нестор в XI в. описывает яблоневый сад Киево-Печорского монастыря, основанного в 1051 г. Ярославом Мудрым. В IX в. появились сады в Киеве, Курске, Орле, Туле. Во второй половине XII в. Андрей Боголюбский заложил в 11 км от Владимира, при слиянии рек Нерли и Клязьмы, один из первых садов того времени. Этот сад служил своеобразным образцом при создании садов в Суздале, Владимире, Муроме, Вязниках и других городах.
До XVI в. в средневековой России были распространены монастырские сады, где разводили цветники. Еще в XI в. при каждом монастыре существовали сады, в которых выращивали в основном плодовые деревья.
Монастырские сады были трех видов: хозяйственные, те, что помещались в ограде монастыря и служили как бы образами рая, и те, что помещались чаще всего за монастырской оградой и связывались с представлениями о священных рощах [2].
В Москве садоводство стало развиваться с начала XIV в. на склоне Кремлевского холма, у Москвы-реки, был устроен сад митрополита Алексея. В грамотах XV в. упоминаются московские сады: Глебков, Макарьевский, Терехов, Гальтяевский, Чичагов, сады на р. Неглинной. На Годуновском чертеже Москвы обозначен «Государев Красный сад». Большое внимание развитию декоративного садоводства уделял царь Иван III. В истории известны случаи, когда на месте зданий и сооружений создавались сады. Так, в 1495 г. Иван III приказал снести церковь и здания, стоящие против города на правом берегу Москвы-реки, и на этом месте устроил великолепный сад, существовавший до конца XVII в. под названием Царицына луга.
В XVI в. на южном склоне Кремлевского холма находились Верхний и Нижний сады. В том же столетии возникли получившие широкую известность своими цветниками и эффектными прудами «Крутицкие вертограды», устроенные митрополитом Павлом. Крутицким. К этому же времени относится возникновение садов: Прозоровского – на Пресне, Долгорукова – под Новодевичьим монастырем, Лопухиной – в Хамовниках, Архарова – в Сущеве, а также Преображенских садов. Кроме того, были известны подмосковный Кудринский патриарший сад, Троице-Сергиевский, Воробьевский, Московско-Донской, Новоспасский.
Из дворцовых садов в XVI в. в Москве были известны: сад на правом берегу р. Неглинной, между Троицкими и Боровицкими воротами, другой – за р. Москвой, напротив Кремля, третий – на Воронцовом поле на р. Яузе. Были сады и в Кремле.
Иосафат Барбаро — венецианский дипломат, путешественник и государственный деятель в описании путешествия в Россию в середине XV в. упоминает о рощах, которые окружали Кремль. Всего по переписи 1701 г. только дворцовых садов в Москве и под Москвой было 43. Еще в 1635 г. специально для детей царя Михаила Федоровича был устроен сад у Теремного дворца. В Кремлевском дворце также существовало несколько «верховых» – комнатных садов, получивших за свою красоту название «красных». Особенно славились Верхний и Нижний набережные сады. Верхний сад устроил в 1628 г. садовник Назар Иванов. В XVII в. красные сады получили широкое распространение в боярских усадьбах и в усадьбах высшего духовенства.
В этот период в Москве существовал Аптекарский сад. Он занимал часть территории нынешнего Александровского сада. Самым крупным культурным садом во времена царствования Алексея Михайловича были сады в Измайлове.
Измайловские сады были одновременно творением садовников, зодчих, плотников, резчиков, живописцев, мастеров «водовзводного дела». Сохранившиеся чертежи ХУП в. Аптекарского, Проснянского и Виноградного садов наглядно иллюстрируют, что все они разбивались по предварительно составленным планам и имели регулярную планировку. Характерными элементами их композиции являлись вписанные друг в друга квадраты, прямоугольники, круги, а сеть радиальных и периметральных дорожек превращала сады в загадочный лабиринт, скрывающий от любопытных глаз уютные площадки с расписными теремками, скульптурными фонтанами, ковровыми цветниками.
Садовники словно стремились ошеломить зрителя богатством растительного мира. В соседстве с экзотическими травами и цветами намеренно высаживали будничные кусты смородины и крыжовника, а рядом с «сарскими» грушами, черносливом, колосилась рожь, пшеница, овес, гречиха [3].
Из числа сохранившихся дворцово-парковых ансамблей Москвы наряду с Измайловым следует назвать Коломенское. О нем упоминалось еще в 1328 г. в завещании Ивана Калиты. В XVI в. в царствование Василия III, а затем — при Иване Грозном в Коломенском велось большое строительство. На высоком берегу Москвы-реки создан обширный парк регулярной планировки.
В ХVI в. Москва буквально утопала в зыбкой зелени садов, перемежавшихся многочисленными рощами, лугами, пустырями… Русские люди смотрели на сад (не у каждого большой и красивый) как на хозяйственную часть подворья, доставляющую и «слетье» (плоды), и овощи, и рыбу, и мед и тут же служившую для мытья, купанья, полосканья и пр. В смысле сада, т.е. ради прогулки, у них все еще оставался любимым местом лес, а для игрищ – лужайки, каковых, по свидетельству шведского посланника Петрея, в Москве было немало [4].
И в других старинных русских городах были зеленые насаждения общественного пользования, преимущественно в виде бульваров. По описанию Карамзина, в Новгороде, на Славковой улице, в 1469 г. были высажены тополя. Однако «допетровские сады» не несли какой-то художественной идеи, они были в большей степени ориентированы на практическую сельскохозяйственную деятельность.
Первая половина XVIII в. – одна из ярких страниц в истории России и одновременно период необычайного подъема декоративного садового искусства. Время Петра I принесло огромные перемены в жизнь России. Именно при Петре I были заложены парки в Петербурге, получившие мировое признание как непревзойденные образцы садово-паркового искусства. К ним относятся: парки Петергофа, Стрельны, Ораниенбаума, Летний сад и др.
Летний сад, Санкт-Петербург
Побывав во Франции, Голландии и Германии, Петр I увлекся созданием садов и парков и в начале XVIII века. в России создаются и первые в мире публичные сады.
Ансамбль Летнего сада и дворца — самый ранний в Санкт-Петербурге. Его возникновение связано с победами русского оружия в ходе Северной войны со Швецией. По указу Петра I на выбранном им месте и по его плану в 1704 г. стали создавать Летний сад. Здесь работали известные архитекторы, Н. Микетти, Ж., Б. Леблон, И. Матвеев, М. Земцов и др.
Летний сад был разбит по образцу регулярных садов XVIII в. с симметрично расположенными аллеями, фигурной стрижкой деревьев и кустарников, партерными цветниками, декоративной скульптурой, фонтанами. В петровское время он являлся парадной царской резиденцией, где в летнее время протекала общественная и придворная жизнь Петербурга. Известно, что в петровские времена в Летнем саду был птичник, изящная беседка, дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение по средству большого колеса, а рядом с ним зверинец. Была большая оранжерея с экзотическими цветами. В центре парка располагался водоем, выложенный плиткой, а в центре водоема был грот из которого бил фонтан.
Постепенно Летний сад утратил свой первоначальный облик, но и поныне сохранилась его регулярная планировка и ценнейшая садово-парковая мраморная скульптура работы итальянских мастеров XVII-XVIII вв.- П. Баратта, Д. Боцацца и др. Это самое старинное в нашей стране собрание садовой скульптуры. Подбор тематики мифологических статуй не был случаен — образы античных богов и героев иносказательно передавали идеи государственной и преобразовательной деятельности Петра I.
Украшением Летнего сада со стороны Невы является и всемирно известная решетка, выполненная в1784 г. по проекту архитектора Ю. Фельтена — строгая, стройная, с позолоченными орнаментальными украшениями и гранитными колоннами.
Количество дворцов, построенных для Петра I весьма велико и характерно, что все они были окружены садами и парками, которые в основном создавались европейскими зодчими. Очевидно, он не мыслил дома без зеленого окружения. Даже при путевых дворцах, предназначенных только для кратковременного пребывания, закладывались сады. Известно, что в 1719 г. Петр I украсил скульптурами сад около своего дома в Воронеже, а позже устроил сад с бассейнами и «перспективными» аллеями при путевом дворце в Петрозаводске [6].
При Елизавете Петровне продолжается дальнейшее развитие и совершенствование усадебной культуры, в которой парки были одной из важных составляющих. С именем императрицы связан сравнительно короткий по времени мир архитектуры, именуемый «елизаветинским барокко». При Екатерине II наступил «золотой век» садово-паркового искусства. В XVIII в. в Петербурге, Москве и других городах России, а также в помещичьих усадьбах создавались великолепные сады, получившие широкую известность Юсуповский парк в Архангельском, Голицынский – в Кузьминках, Шереметьевские парки в Останкино и в Кускове, парк Разумовского в с. Петровском и многие другие.
Исследователи выделяют три последовательных этапа в русском регулярном паркостроительстве ХVIII в. В течение первых двух десятилетий идет становление нового стиля, но этот процесс локализуется только в Петербурге и его окрестностях и представлен главным образом крупными царскими дворцово-парковыми резиденциями. В 30-40 гг. происходит дальнейшее развитие той же тенденции, но при этом расширяются социально-географические рамки строительства парков нового типа, они создаются в Москве и провинциях. Меняется характер художественного оформления ансамблей, он становится более торжественным и пышным. Эти тенденции еще более очевидны на третьем этапе, предшествующем резкой смене регулярного стиля на пейзажный. Регулярные «французские» сады, как проявление «искусственности», отвергнуты и почти повсеместно переделываются в «английские» т.е. пейзажные, которые строятся как бы в подражание самой природе и олицетворяют собой идею «естественности»[8].
Садово-парковое искусство всех трех этапов в России берет свое начало в европейской культурной традиции по-своему осмысляя и перерабатывая ее. В то же время именно во второй половине ХVIII в. можно говорить о появлении уникальных собственно русских садов и парков. Одним из примеров этого интереснейшего явления. является город Богородицк, расположенный в современной Тульской области РФ.
Основанный в 1660 г. по инициативе царя Алексея Михайловича как оборонительный рубеж и как один из пунктов расширения запашки с целью создания новой хлебородной царской волости Богородицк в ХVIII в. был скромным захолустным городком. Но пришедшая к власти в 1762 г. Екатерина II заинтересовалась Богородицком и 13 января 1765 г. подписала указ, по которому Богородицк со всеми прилегающими к нему селами и деревнями, а также купленной и присоединенной к ним волостью Бобрики передавался из Конюшенного ведомства в особое правление генерал-поручику сенатору князю С.В.Гагарину. Так бывший уездный город стал центром принадлежавших Екатерине волостей.
В том же году императрица подарила Богородицкую и Бобриковскую волости своему побочному сыну от графа Г.Г.Орлова. Это и было главной, не разглашаемой до времени причиной всех преобразований, которые претерпели город и уезд. Сына Екатерины и Орлова звали Алексеем Григорьевичем Сицким, но в 1775 г. он стал называться Бобринским (очевидно по названию одной из полученных им волостей). Впоследствии император Павел признал его своим братом и присвоил ему графский титул. Тогда А.Г. Бобринский был введен во владение волостями, которые до этого принадлежали ему лишь номинально, фактически оставаясь за императрицей.
С 1760-х гг. Богородицк и его волости стали предметом особого внимания властей. Главной заботой было создание дворцово-паркового ансамбля, действительно достойного его будущего владельца. Проект Екатерина II поручила разработать тогда молодому, но подающему большие надежды зодчему Ивану Егоровичу Старову[9].
Проект дворца в Богородицке был одной из его первых работ. Он был выполнен в стиле классицизма и получил одобрение императрицы. Композицию дворца отличает сдержанность, простота и рациональность. Здание компактно расположено на возвышенном левом берегу реки Уперты, на остатках земляных валов старой крепости.
Летом 1776 г. против территории, выбранной для усадьбы, был вырыт большой овальный пруд, а реку чуть ниже по течению перекрыли плотиной. В результате искусственно созданная водная гладь, в которой отражались дворец и разбитый позднее парк, придавала ансамблю еще большее величие и масштабность. От дворца в сторону пруда спускалась широкая лестница. С восточной стороны здания лежал замкнутый со всех сторон двор с башней-колокольней над въездными воротами.
Одновременно со строящимся дворцом была заложена каменная Казанская церковь по проекту выполненному тем же Старовым. Специалисты считаю ее одним из самых примечательных храмов, выполненных в стиле раннего классицизма. Проектируя дворцовое пространство надо было подумать о парке. Обычно парки закладывались одновременно со строительством дворца, но с созданием парка в Богородицке запаздывали, так как не было подходящего для него проекта.
Архитектор Старов предложил план небольшого регулярного сада, но он никак не соответствовал размерам грандиозной усадьбы. К тому же регулярный стиль стал вчерашним днем и никак не отвечал духу времени. Так как уже начали создавать парки в натуральном или пейзажном вкусе. Специалистов способных создать в России такой парк было не много. Но по счастливой случайности один из них оказался в Богородицке.
В 1776 году новым управляющим Богородицкой и Бобриковской волостями стал Андрей Тимофеевич Болотов — уникальнейший энциклопедист, ученый-естествоиспытатель, ставший основоположником отечественной агрономии, один из пионеров отечественного лесоводства, писатель и талантливый мемуарист, прославившийся своими замечательными записками «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков». Вместе с тем Болотов еще и неутомимый просветитель, талантливый хозяйственник и администратор, поражающий широтой своих интересов. Он был также замечательным ландшафтным мастером, много лет пропагандировавшим садово-парковое искусство в России, призывая предавать ему национальные черты [10].
Оказавшись в Богородицке, Болотов в первую же весну по приезде разбил небольшой регулярный сад при управительском доме. Затем принялся за окрестные леса, которые хотел сделать более красивыми и удобными для прогулок. В волостном и Болоховском лесах он велел проделать звездообразно расходящиеся просеки. В близлежащем молодом бесхозном леске Болотов решил создать особого рода парк. В нем было проложено 8 широких аллей для проезда экипажей. Они лучами расходились от вершины холма, и в конце каждой открывался какой-либо удивительный вид: на дворец, на церковь, на пруд. Внутрь занятых лесом клиновидных участков между аллеями углублялись извилистые тропинки. Они вели к какой-нибудь красивой площадке, которые все были разной величины и очертаний. Тут стояли живописные группы деревьев или отдельные деревья, кронам которых предавалась необычная форма. Иногда площадки украшались вырезанными в дерне фигурами. Привлекали сделанные из снятого дерна диваны. Лесок вскоре получил название Цецериной рощи, по имени Цицеры, древнеримской богини плодородия.
В роще скоро побывал наместник калужской и тульской губерний генерал М.Н.Кречетников, в ведение которого были переданы волости императрицы. Он одобрил творение Болотова и вскоре предложил ему создать большой парк в усадьбе. К его созданию Болотов приступил весной 1764 г. В его распоряжении был безлесный дворцовый холм, обрывающийся к большому пруду – голое, скучное место, но в короткое время оно преобразилось до неузнаваемости: зазеленели насаждения, открылись солнечные поляны, засеребрились зеркала прудов. Все деревья и кустарники были местных пород – к чему Болотов всегда призывал строителей парков. Он посадил клен, осину, сирень, рябину, дуб, ветлу, акацию.
Главным украшением всякого парка всегда была вода. Притом искусственным прудам, ручьям, водопадам старались, согласно правилам натурального стиля, придать как можно больше естественности.
Парк создавался на высоком, лишенном каких-либо водных источников месте. Болотов отыскал в окрестностях ключи, от которых к склонам дворцовой горы провел водопады, внешне совершенно не отличавшиеся от натуральных ручьев. Вода наполнила выкопанные пруды, которые выглядели тоже как естественные, живописные озерца – с изрезанной береговой линией, островками, полуостровками. На некоторых он высадил березовые рощицы. Одетые зеленью берега были то низкие, то в виде холмиков с каменистыми осыпями. Другая система прудов была устроена в так называемой Эхонической долине, ограничивающей холм с севера. Здесь пруды цепочкой спускались к Большому пруду и вода с приятным шумом переливалась из одного в другой.
В некоторые пруды Болотов запустил форель и карпов, специально отловленных в московских Пресненских прудах. Рыбы развелось столько, что он снабжал ею четыре окрестных уезда. Кроме того, был устроен романтический каскад, уступами падавший с крутого склона горы. Для этого надо было соорудить небольшой шлюз, получавший воду из находившегося над ним пруда, а также, в целях достижения той же «естественности» превратить склон в подобие горного утеса, для чего потребовалось, привезти огромное количество камней… Водопад получился внушительный.
В склоне дворцового холма, обращенного к Большому пруду, нашли отложения песков, которые образовали плотный монолит. Пески были разноцветные, редкой красоты – в розовых, красных, желтых, кофейных, зеленоватых полосках и крапинках. Болотов приказал прорубить в них коридоры и комнаты, проделать окна. Взору посетителя представлялось внутри необыкновенное зрелище. Вход в пещеры был отделан под развалины некоего древнего здания. Перед крыльцом валялись обломки колонн и других архитектурных деталей. «Руины», большей частью создаваемые искусственно, были тогда в моде. Парк очень оживляли разные садовые постройки. Имелся каменный павильон, сооруженный тульским архитектором Л.С.Сокольниковым. Здание стояло на высоком цоколе, было круглым в плане. Гладкие стены прорезали высокие прямоугольные окна, а над ними – круглые. Узкие простенки украшали пилястры. Павильон был увенчан световым фонарем цилиндрической формы. По указанию Болотова Сокольников вычертил беседку-ротонду с восемью колоннами, поддерживающими купол, а тульские столяры ее изготовили. На островках, берегах прудов- всюду были расставлены скамейки, по тогдашнему «сиделки», причем так, что отдыхая, можно было любоваться одним из уголков парка. Андрей Тимофеевич создал несколько совершенно оригинальных сооружений. На месте погребной ямы он сделал грот. В яму опустили четырехугольный сруб. Снаружи его прикрыли землей и устлали дерном. На полученный холмик поставили мраморную статую. Внутри стены и свод оштукатурили. В штукатурку вставили позолоченные и посеребренные раковины, истертую слюду, битое стекло, а также осколки зеркал. Этим украшениям придали вид ваз, гирлянд, бус. Сделали сиденья.
В грот вели две стеклянные двери, напротив которых были устроены фальшивые. В них вместо стекол вставили зеркала, что создавало поразительный эффект. Входящий в грот видел двигающегося навстречу человека. Не всякий сразу узнавал самого себя, и не понимая, что перед ним зеркало, снимал шляпу и раскланивался, а окружающие хохотали. В куполе грота имелся световой фонарь. С помощью нескольких особым образом расположенных зеркал Болотов соорудил устройство наподобие перископа, так, что, сидя внутри, можно было наблюдать за тем, что находилось снаружи. Видны были и город, и пруд, и ближайшие участки парка.
Долину севернее дворцовой горы очень украсил павильон, состоявший из двух срубов и соединяющей их арки. В одном устроили купальню, в другом – беседку для отдыха. Стенки срубов снаружи обшили тесом и раскрасили под дикий камень. Здание вместе с находившимся рядом каменным мостиком придало немало живописности этой части долины. Но главное было в другом. Дощатая обшивка павильона в сочетании с круглыми склонами неширокой долины обладала необычайными акустическими свойствами. Эхо четко повторяло слова, сказанные кем-либо с определенного ипритом одного единственного места на расстояние 80 шагов.
Любил Болотов создавать обманные постройки. Хорошо зная законы перспективы, он из дешевых подручных материалов – дранки, теса, песка – возводил бутафорские сооружения, которые с большого расстояния казались развалинами старинного монастыря или башни и т.д. И только вблизи обнаруживалось, что это на самом деле. Богородицкий парк согласно замыслу его создателя представал перед посетителем как ряд разнообразных «картин» или «сцен», сменяющих друг друга в заданном мастером порядке [11]. Богородицкий парк поразил современников, в нем было много удивительных «затей», фантазий и неожиданных архитектурных и ландшафтных решений.
Болотов, умело используя архитектурные сооружения, создал уникальную картину. Здание дворца определяет градостроительную архитектурно – ландшафтную композицию Богородицка. От пяти пар окон центральной его части, которые выходят на реку Уперта на ее левом берегу на правом — берут начало пять лучей-улиц, которые были названы в честь императрицы и других членов царской фамилии: центральная – Екатерининской, находящиеся справа от нее – Павловской и Александровской, по именам сына-царевича и старшего внука царицы, а проложенные слева – Мариинской и Константиновской, по именам ее невестки и второго внука. Слева за дворцом – возник уникальный парк.
Подобная организация пространства создает единый градостроительный и дворцово-парковый комплекс! Но самым главным является то, что парк Богородицка можно без преувеличения назвать первым русским национальным парком, который ни в чем не уступал лучшим паркам европейских ландшафтных мастеров.
Литература:
1. Лихачев Д.С. Поэзия садов. Л., Наука, 1982. С.9.
2. Там же. С.45
3. Измайлово, М.,«Росреставрация», 1989.С.472.
4. Регель А. Изящное садоводство и художественные сады. СПб.,1896. с.154-163.
5. Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М., Наука, 1988.С.36
6. Там же. С.46
7. Там же. С.65
8. Там же. С.81
9. Кючарианц Д.А.Иван Старов.Л.,1982.
10. Бердышев А.П. Андрей Тимофеевич Болотов. М., Агропромиздат, 1988.
11. Богородицк /Авторский коллектив под общей редакцией Проненкова А.Н./ Тула., Изд. Дом «Пересвет», 2002. С.15-22.
12. https://www.bogoroditsk.ru/park1.htm
13.https://palace-museum-park.ru/index.php/ru/
Какие растения подойдут для оформления?
Растения в русском саду в большинстве своем плодовые — вишни, сливы, яблоки, груши или другие деревья, которые вам нравятся, а также разнообразные ягодные кустарники. Среди зеленых насаждений и вокруг огородных грядок хорошо посадить мяту, мелиссу, табак, душистый горошек, люпин, чтобы они благоухали.
Цветы лучше выбирать яркие и несложные в уходе – хризантемы, пионы, подсолнухи, настурции, ромашки, георгины, гвоздики.
Русский сад не должен получиться серым или скучным. Его оживят миниатюрные яркие клумбы, живая изгородь, ведущая от главного входа к дому аллея, зацветающая с наступлением тепла.
Планировка территории
Традиционная дворянская усадьба планировалась от центрального объекта – дома. От него прокладывали дорожки, аллеи и тропы по всей территории. К парадному входу через парк вела дорога, вдоль которой размещали фонтаны, цветники и архитектурные скульптуры. Сейчас при формировании сада в таком стиле участок делят на две части – парадную и пейзажную и соответствующие им зоны:
- Палисадник. Он является лицом сада и должен идеально сочетаться с общей панорамой ландшафта. Палисадник может быть как открытым, так и закрытым. В нем высаживают растения таким образом, чтобы добиться непрерывного продолжительного цветения. Не стоит высаживать много разновидностей цветов, достаточно нескольких ярких долгоцветущих экземпляров. Чтобы добиться непрерывного цветения высаживают крокусы, пионы, лилии, астры, флоксы и хризантемы. Так вы получите цветущий палисадник с весны до осени.
- Зона отдыха. Эта территория предполагает размещение на ней мангала, лавочек и беседки. Если размеры позволяют, делают площадку для игр, вешают гамак или качели. Зона отдыха украшается декоративными арками с цветущими лианами, в беседку помещают горшки с растениями или обвивают вьющимися растениями. Так как это часть сада не несет в себе никакой стилевой информации, оформляют ее просто, без изыска.
- Дом. Он является центровой фигурой сада. Идеально подходит двухэтажный массивный дом из оцилиндрованного бревна и высоким цоколем. Такой дом создаст колорит боярского терема и удачно подчеркнет концепцию стиля. Так же это может быть кирпичный или каменный дом.
- Огород. Место для посадки культурных растений должно быть не большим по размеру. На нем выращиваются все овощи и зелень, свойственные нашему региону. Огород закрывают от просмотра живой изгородью или невысоким забором. В дворянской усадьбе кроме овощного был еще аптекарский огород, где выращивали лекарственные травы и кустарники с ягодами. Например, такие, как: мята, мелисса, календула, душица, девясил, шалфей, синюха, окопник, можжевельник, лаванда, окопник лекарственный, ромашка, зверобой, календула и другие.
- Хозяйственные постройки. К ним относится погреб, баня, сарай и колодец. Как правило, они декорируются растениями. Стены сарая можно увить лианами или плющом. Дорогу до бани и территорию возле нее украшают душистыми травами, ставят лавки и столы, высаживают карликовые хвойные растения такие как: тис, можжевельник или пихта. Следует придерживаться общего стиля сада и выполнять хозяйственные постройки из такого же материла, что и дом.
Ландшафтный дизайн в русском стиле в СПб
Выделяя русский стиль в ландшафтном дизайне, и отдавая предпочтение именно такому направлению в обустройстве загородного дома, владелец будущей усадьбы откроет для себя всю неповторимую его многогранности. Стоит учесть, что данный стиль не разделим и с образом жизни хозяев дома. Вечерние посиделки, самовар, пироги, засахаренные фрукты – это неотъемлемые элементы русского быта, без которых воплотить в реальность мечту о родовом гнезде гораздо сложнее. Именно такой семейный досуг подчеркивает неповторимость русского стиля.
Если стиль русской усадьбы в ландшафтном дизайне кажется вам привлекательным, вы можете заказать его создание в компании AG GARDEN DESIGN. Мы сделаем все необходимые для этого работ – проектирование и благоустройство участка, подборка, доставка и посадка подходящих растений. Мы работаем аккуратно и быстро, неизменно добиваясь качественного долгосрочного результата!
Также у нас можно заказать благоустройство участка на даче в Санкт-Петербурге в любом другом стиле.
Корни рая — на Востоке
Наука затрудняется дать ответ на вопрос, где и когда возник первый сад, зато это охотно делает религия. Согласно Библии, райский сад, Эдем, был первой местом, созданным на Земле. Его автором и садовником выступил Всевышний. Эдем располагался не на небесах, как считают многие, а в конкретном месте.
«Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат».
Быт. 2: 10–14
Иными словами, божественный сад находился на территории Месопотамии, и это неудивительно: во времена шумеро-аккадской цивилизации именно здесь появились грандиозные сады, самые известные из которых — висячие сады в Вавилоне, одно из исчезнувших чудес света, о существовании которого спорят до сих пор.
По преданию, в этих садах царица Семирамида круглый год собирала свои любимые розы. Умберто Эко в книге «История иллюзий» приводит подробное описание висячих садов, составленное псевдо-Филоном Византийским со слов его современников:
«Так называемые висячие сады растут над землей и возделываются в воздухе. Корни деревьев, висящих в высоте, оплетают ярусы земли. <�….> на стропилах находится толстый слой земли, где растут широколистные деревья, наиболее часто выращиваемые в садах, самые разнообразные цветы и всё, что только может усладить взгляд и приятно на вкус. <�….> Никогда не пересыхающие корни черпают силу из протекающих рядом водных потоков; вода достигает и подземных переплетений корней, сохраняя пышно разросшиеся деревья. Так рассказывают о роскошном, царственном, талантливо задуманном и по большей части искусственном чуде земледелия, которое висит над головами созерцающих его».
Рай в представлении шумеров — это сад Дильмун, некий аналог Эдема, правда, населенный исключительно богами и запретный для людей. Несмотря на то, что и Дильмун, и Эдем — сады мифические, изучение истории сада нужно начинать с них. Лихачев подчеркивает, что библейский рай стал образцом для создания садов на многие века:
«Итак, сад — рай, но поскольку в раю были плодовые деревья (яблоком или виноградом соблазнил „змей искуситель“ Адама и Еву), — плодовые деревья обязательны в каждом саду. Это в равной степени относится к Средневековью, к Западу и Востоку Европы, к эпохам Ренессанса и Барокко, Классицизма и Романтизма».
Второе обязательное условие: сад должен постоянно цвести и выглядеть так, будто в нем царит вечное лето или вечная весна. Лихачев в «Поэзии садов» приводит инструкцию философа Фрэнсиса Бэкона о том, какие цветы необходимо сажать, чтобы добиться этого эффекта «круглогодичности»: например, в декабре «должны быть зелены» остролист, плющ, лавр, можжевельник, в феврале — германская камелия, крокус, примулы и анемоны, в июле — левкои всех видов, мускусная роза и плодовые деревья. Бэкон отмечает, что эта инструкция позволит создать даже в климатических условиях Лондона ver perpetuum («вечную весну»).
Концепция «рай = сад» нашла отражение в исламе, поэтому на Востоке пышные сады стали так популярны. Именно там появилась флориография — символический язык цветов, о существовании которого в Европе узнали благодаря заметкам леди Мэри Уортли Монтегю, жены британского посла в Стамбуле. В 1717 году леди Монтегю писала:
«Нет такой краски, цветов, сорной травы, фруктов, травы, камня, птичьего пера, которые не имели бы соответствующего им стиха, и вы можете ссориться, браниться, слать письма страсти, дружбы, любезности, или обмениваться новостями, при этом не испачкав свои пальцы».
Этот язык полюбился и англичанам, и французам, а позднее — и русским. В 1830 году в Петербурге вышла книга «Селам, или Язык цветов» поэта Дмитрия Ознобишина, в которой было приведено около 400 значений растений. Флориография стала неотъемлемой частью произведений Толстого, Тургенева, Аксакова и Чехова. Во всех странах лучшим местом для изучения этого языка был сад.