Самодельные гусеницы своими руками – как сделать гусеничный ход и привод для мотобуксировщика, снегоход из мотоблока Нева

Обладатели мотоблоков все чаще и чаще идут на всевозможные самодельные изготовления различных комплектующих к данному агрегату.

В итоге мы получаем навесное оборудование, сделанное своими руками, преобразование мотоблока в более мощный, посредством установки нового двигателя, а также множества всевозможных переделок и дополнений.

Безусловно, это все не от хорошей жизни, потому что большинство владельцев мотоблока стремятся не только сэкономить на его покупке, но и снизить расходы на его дальнейшую эксплуатацию.

В частности, многие хотят изготовить самодельные гусеницы для мотоблока, желая повысить тем самым характеристики проходимости своих агрегатов.

Полученный в итоге мотоблок на гусеницах будет выполнять уже немного другую роль в личном хозяйстве человека, потому что он уже становится полноценным транспортным средством, чем-то напоминающим гусеничный трактор.

Соответственно, перед ним открывается гораздо более широкий фронт работ, что во многом оправдывает подобного рода самостоятельные переделки.

Об устройстве

Гусеничные мотоблоки намного меньше распространены, чем их колесные аналоги. Объяснение этому довольно понятное – колесные мотоблоки Кайман, Патриот, Техас, Прораб, Кроссер, Викинг, Форза более приспособлены для вспахивания земельных угодий, т.е. его конструкция наиболее подходящая для работы на земле.

Таким образом, все переделывания колесного мотоблока в гусеничный заключается в дополнительному присоединению по одному колесу с каждой стороны. В результате мы получаем 4-х колесный мотоблок, на который уже можно надевать гусеницы (самодельные или купленные в магазине, например, гусеница Буран).


Дополнительные колеса

Кстати, дополнительные колеса можно сделать съемными, чтобы можно было оперативно превращать его обратно в стандартный мотоблок для работы в огороде. Это можно реализовать путем крепления данных колес к оси, которая уже есть у нас в наличии, через гибкую или жесткую передачу.

Такое решение наиболее целесообразно, ведь отпадает необходимость в приваривании дополнительных креплений.

Что касается устройства таких мотоблоков, то они полностью идентичны колесным мотоблокам:

  • Двигатель. В гусеничных моделях используется более мощный 4-тактный движок, у которого присутствует функция блокировки осей.

    Это важно, потому что она позволяет гусеничному мотоблоку разворачиваться на месте, не описывая полный круг для разворота.

  • Трансмиссия. Редуктор, коробка передач и система сцепления – этот стандартный набор также входит в устройство гусеничных мотоблоков.
  • Ходовая часть. Тут, в принципе, все понятно из названия – в конструкции используются гусеницы вместо колесной базы. Как уже говорилось, в случае переделки, к имеющейся паре колес добавляется по одному кату с каждой стороны, на которых уже надевается самодельная гусеница.
  • Органы управления. Находятся они на рукоятке управления, включая в себя различные рычаги сцепления, аварийной остановки двигателя и т.д.

Прежде чем приступать к описанию способа самостоятельного изготовлению гусениц, не помешает оценить предложение некоторых специальных магазинов, продающих мотоблоки и сопутствующие к ним материалы. В частности, оценим стоимость некоторых разновидностей гусениц для известных мотоблоков.


Гусеницы для мотоблока Нева

Снегоходные приставки на мотоблок Нева

Так, гусеницы на мотоблок Нева, цена которых составляет порядка 28 тысяч рублей, представляет собой полноценную снегоходную приставку. Отдельно можно приобрести сиденья для водителей, благодаря чему, мотоблок Нева становится похожим на гусеничный минитрактор, пусть и с меньшими рабочими показателями.

Технические данные:

  • развиваемая скорость (с мотоблоком Нева) – около 18 км/ч;
  • общий вес приставки – 37 кг;
  • длина – 100 см;
  • ширина – 60 см;
  • высота – 34 см;
  • число пассажиров – один водитель и один пассажир.

Более подробно о гусеничном приводе для мотоблока Нева смотрите на видео:

Кроме того, в продаже имеется приставка к мотоблоку на гусеницах, предназначенная для присоединения к моделям Агат и Салют. Стоимость ее составляет 25-27 тысяч рублей. В данной конструкции отсутствует возможность присоединения водительского сиденья, что несколько ограничивает возможности данного устройства.

Однако, для езды по бездорожью и снежному покрытию он вполне подходит. Снегоходные приставки на гусеницах к мотоблоку довольно распространены, что показывает довольно большое количество различных моделей в интернет-магазинах.

Отличительной их особенностью является возможность управления ими не только с помощью двух рук, следуя за мотоблоком, но и сидя в санях складного типа, которые, правда, нужно приобретать отдельно.

Если учесть, что средняя цена на такие приставки составляет порядка 30 тысяч рублей (плюс цена складных саней – порядка 5 тысяч рублей), можно сказать, что самостоятельное изготовление гусениц является довольно оптимальным выходом для тех, у кого нет возможности тратить лишние денежные средства на приобретение.

Топ популярных моделей мотоблока на гусеницах

Гусеничные мотоблоки – большая редкость, в большинстве случаев производители выпускают приставки-гусянки, которые можно установить на колесные модели. Чаще всего встречаются специализированные снегоуборочные мотоблоки на гусеницах.

  1. Caiman Vario – один из самых известных мотоблоков на гусеничном ходу. Машина состоит из стандартного мотоблока на пневмоколесах Caiman Vario 70S с японским двигателем мощностью 7 л.с., съемных гусениц и двухместных саней. В таком зимнем варианте комплектации его можно использовать как снегоход для поездки на рыбалку или охоту. Для работ, связанных с перевозкой грузов по пересеченной местности, мотоблок оборудуется грузовыми санями и утяжелителями. Для уборки снега можно установить отвал-лопату или снегоуборочную приставку.
  2. Yard-Man YM 7110 DET – снегоуборочный мотоблок с 4х-тактным мотором на 10 л.с. Ширина захвата ­– 710 мм, высота захвата – 530 мм, дальность отброса снежных масс – до 15 м. Привод на 8 скоростей (6 вперед, 2 назад) с фрикционным сцеплением и гусеницы с направленным протектором гарантируют высокую производительность даже на труднопроходимых участках.
  3. HUTER 8100C – самоходная снегоуборочная машина, оборудованная четырехтактным одноцилиндровым двигателем мощностью 11 л.с., предназначена для эффективной расчистки снежных заносов в экстренных условиях зимы. Ковш-желоб снегоуборщика охватывает 700 мм в ширину и 540 мм высоту снежного сугроба. Силовая установка агрегата оснащена электростартером, подогревом рукояток и автономным запасом топлива.

Используете ли вы мотоблок на гусеничном ходу для уборки снега, езды по пересеченной местности, зимней рыбалки или охоты?

Необходимые материалы

Как уже было сказано ранее, для превращения колесных мотоблоков Садко, Дон, Хутер, Профи, Пахарь, Чемпион, Карвер, Хускварна в гусеничный понадобится наличие довольно мощного двигателя, обладающего осевой блокировкой.

Мощность важно потому, что такой мотоблок будет использоваться на достаточно сложной поверхности, проходимость по которой требует дополнительных технических данных.


Материалы для гусениц

Немного резюмируя, можно выделить основные материалы, которые нам понадобятся:

  • Наличие самого мотоблока с КПП, обладающим мощным 4-тактным двигателем с блокировкой осей.
  • Пара дополнительных колес, чтобы можно было натянуть на них гусеницу.
  • Сама самодельная гусеница, изготовленная из сподручных средств.
  • В зависимости от того, какой материал будет использоваться при изготовлении, нам могут понадобиться две большие автомобильные покрышки, либо транспортная лента.

С помощью данных материалов можно изготовить вполне работоспособный гусеничный мотоблок.

При этом, можно сделать полноценный минитрактор на гусеницах, если добавить дополнительную грузовую платформу, либо использовать в качестве вездехода по снегу, добавив платформу на полозьях. В общем, полный простор для фантазии.

Из ремней и цепей

Еще один способ изготовления гусеницы предполагает использование стандартных ремней с клиновидным профилем и цепей.

  1. Чтобы из ремней получилась гусеница, их надо соединить между собой грунтозацепами (траками) с помощью болтов или заклепок.

  2. Для создания гусянки из цепей, нужно взять два отрезка цепи одинаковой длины. Конечные звенья обоих отрезков разжать и соединить цепи так, чтобы получились два замкнутых кольца. Далее разжатые звенья зажимаются и для прочности завариваются.

Как изготовить гусеницы своими руками для мотоблока, вы можете просмотрев видео:

Далее изготовляются металлические грунтозацепы (траки) нужной толщины. Вместо стали можно использовать другой материал (дерево, пластик и т.п.). Траки крепятся болтами или привариваются к звеньям замкнутых цепей, образуя гусеницу.

Пошаговая инструкция

Многие задаются вопросом – как сделать гусеницы на мотоблок своими руками? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим несколько действенных способов самостоятельного изготовления гусениц, проверенных на практике.

Из транспортной ленты для увеличения проходимости вездехода

Одним из самых простых методов считается изготовление гусеницы из транспортной ленты, с использованием втулково-роликовой цепи. Легкость заключается в том, что для их изготовления не нужно пользоваться большим количеством инструментов и вспомогательных средств.


Траспортная лента

Чтобы продлить эксплуатационный срок нашей транспортной ленты в устройстве гусеничного мотоблока, можно прошить её по краям леской, соблюдая шаг в 10 мм. Для соединения ленты в необходимое нам кольцо, можно прошить её по торцам, либо воспользоваться шарниром.

Особое внимание следует уделить толщине транспортной ленты, ведь она напрямую зависит от степени нагрузки на агрегат. Оптимальным будет выбор ленты толщиной не менее 7 мм. Кроме того, нам надо позаботиться о дополнительном колесе с каждой стороны.

Взять его можно от старого автомобиля, но помните, что диаметр должен быть идентичным колесу на мотоблоке.

Гусеничный модуль из автопокрышки

Гусеницы из автопокрышек для мотоблока тоже являются довольно распространенной самоделкой, отличающейся высокой надежностью конструкции. Однако, чтобы получившийся гусеничный мотоблок был практичным, нужно позаботиться о поиске правильных автомобильных покрышек.

Владельцы фермерских хозяйств все чаще прибегают к приобретению специальных технических устройств — зернодробилок, с помощью которых можно перерабатывать сырье, готовя, таким образом, корм для питания самостоятельно. Перейдя по ссылке ознакомитесь, как сделать зернодробилку из стиральной машины своими руками.

На отечественном рынке сельскохозяйственной техники присутствуют различные варианты культиваторов не только российского, но и иностранного производства. Культиватор Мантис — надежная и практичная техника на десятилетия.

В последнее время большой популярностью пользуется малогабаритная сельскохозяйственная техника, позволяющая осуществлять ту же работу, что и их «старшие братья», но стоят они при этом на порядок меньше. Тут все о различных видах и характеристиках мини зерноуборочных комбайнов.

В частности, они должны обладать необходимым рисунком протектора, желательно, чтобы они были от тракторов или крупногабаритных машин. Рисунок протектора очень важен, потому что он выполняет роль грунтозацепов, а также повышает сцепление гусеницы с поверхностью.


Автомобильные покрышки

Разделим процесс изготовления на несколько шагов:

  • Найдя подходящие покрышки, нам необходимо вырезать из них дорожку для гусениц. Это довольно трудоемкая работа, на которую придется потратить достаточно много времени.
  • Для вырезания можно использовать хорошо заточенный сапожный нож, который время от времени нужно смачивать в мыльном растворе – это поможет лучше резать резину.
  • Также нужно срезать обе боковины с покрышек. Для упрощения процесса, боковину можно срезать с помощью электрического лобзика с мелкими зубьями.
  • При необходимости, уберите лишние части внутри покрышки. Данную манипуляцию нужно выполнять, если дорожка слишком тверда изнутри.

Преимуществом такого способа является отсутствие необходимости его соединения в кольцо, т.к. покрышка уже имеет замкнутую структуру. Это повышает показатели надежности таких гусениц, что достаточно важно в условиях больших нагрузок.

Однако, такие гусеницы получаются довольно ограниченной длины – ровно по длине автомобильной покрышки.

Как сделать самодельную гусеницу из ремней и цепей

Вездеходы на гусеницах из мотоблока можно изготовить при помощи самых обычных ремней, обладающих клиновидным профилем. Соединяются ремни между собой посредством грунтозацепом, прикрепленные к ремням при помощи заклепок или винтов.

Еще одним способом является изготовление гусеницы из цепей одинакового размера. Подобного материала навалом в гараже у многих дачников, что упрощает вопрос поиска. Весь процесс изготовления сводится к следующим моментам:

  • Берутся две цепи одинаковых размеров.
  • Последние звенья данных цепей необходимо разжать, после чего соединить их в замкнутое кольцо.
  • Далее зажимаем звенья и завариваем их.

Крепление цепей между собой осуществляется при помощи грунтозацепов, которые можно сделать из обычных стальных пластин нужной толщины. Соединяются они с цепью при помощи болтов.


Схема

Мотоблок на гусеницах Буран

Если у вас нет желания изготавливать самостоятельно гусеницы, то можно позаимствовать ее от старой техники. К примеру, довольно неплохую работу показывает мотоблок на гусеницах от Бурана.

Целесообразно использовать именно старую деталь, ведь новая бурановская гусеница будет стоить достаточно дорого, а цель подобных переделок – это максимальная экономия на затратах.

Из зубчатой транспортерной ленты

Данный способ является самым простым, поэтому и самым распространенным. Здесь не потребуются специальные знания и умения, а также много инструментов и материалов.

  1. Сначала необходимо определить нужную длину ленты. (Определяется она, как длина окружности одного колеса + расстояние между осями каждой пары колес умноженное на 2).

  2. Далее надо сделать будущую гусеницу прочной и надежной. Для этого ленту необходимо обметать по краям леской, стяжками, с шагом около 10 мм.

  3. Для образования кольца лучше использовать шарнирное соединение (т.к. оно более прочное и долговечное) или просто сшить ленту по торцам.

  4. Установить получившиеся гусеничные ленты на колеса культиватора.

Дополнительные советы и предупреждения по изготовлению гусянки своими руками

Прежде чем приступать к изготовлению самодельной гусеницы, нужно четко понимать ее необходимые параметры. Дело в том, что в случае изготовления очень высокой гусеницы, будет изменен центр тяжести самого мотоблока, что неизбежно приведет к определенным проблемам при поворотах, т.е. агрегат будет заваливаться на бок.

Чтобы этого избежать, вторую ведомую ось нужно увеличить на несколько сантиметров. Можно также немного расширить колесную базу имеющегося мотоблока. Для этого можно приобрести втулку в специальном магазине, после чего установить ее на ведущий вал.


Двигатель мотоблока

Помимо требований к мощности двигателя, стоит обратить внимание на систему его охлаждения. Дело в том, что воздушное охлаждение не очень хорошо справляется при высоких нагрузках, что ведет к значительному перегреву мотора.

Таким образом, предпочтение лучше отдавать двигателем с водяным охлаждением, которые показывают более стабильные показатели в работе.

Особенности разработки гусеничного минитрактора

Самодельный гусеничный минитрактор, используемый в домашних целях, преимущественно имеет колесный ход. Но во время эксплуатации возникают ситуации, когда колесный вариант не справляется с поставленными задачами. Тогда приходится создавать новую версию мини трактора или модернизировать то, что есть.

Самодельный трактор на гусеницах может произвести впечатление неповоротливой, грубой техники.

Но если собрать трактор грамотно, сделать это рационально, тогда получится довольно мощный, эффективный механизм, способный выполнять практически любые задачи.

Самодельные минитрактора — это результат выполнения определенных этапов конструирования. Очередность важна для подгонки одних деталей к другим. Самодельный трактор на гусеницах изготавливается в такой последовательности:

  1. Собирается рама.
  2. К раме крепятся ведущие колеса и опорные катки.
  3. Устанавливается силовой агрегат, коробка передач.
  4. Крепятся бортовые тормоза, дифференциал.
  5. Соединяются необходимые компоненты с коробкой передач.
  6. Монтаж системы управления.
  7. Обустраивается водительское место.
  8. Сборка гусеничного хода.
  9. Крепление гусениц.
  10. Самодельный гусеничный трактор на гусеницах проходит испытание, и если нужно, происходит доработка определенных узлов.

Для сборки рамы достаточно иметь по два лонжерона и траверсы. Следует учитывать, что задняя траверса должна быть больше передней. Это регулируется с помощью швеллеров разных размеров.

Чтобы собрать гусеничный трактор своими руками, нужен двигатель. Особых ограничений при выборе мотора нет. Главное — подобрать необходимую мощность. Если на самодельный гусеничный трактор требуется мост, то его можно взять из любой грузовой машины отечественного производства. Все остальные компоненты (коробка передач, система управления, тормоза и т. д.) устанавливаются в порядке, описанном выше.

Гусеница подбирается исходя из предварительных расчетов. Крайне рекомендуется сделать подробные чертежи. Самодельный гусеничный трактор очень сложно создать без точных технических данных.

Мини трактор на гусеницах мало чем отличается от крупных тракторов. Организация основных рабочих узлов у них одинаковая. Отличие лишь в том, что минитрактор на гусеничном ходу имеет упрощенную схему системы поворота. Это нужно учитывать, когда собирается минитрактор своими руками. Процесс поворота коротко можно описать так:

  1. Одна полуось тормозится, а вторая получает крутящийся момент;
  2. Вокруг остановившейся первой гусеницы вращается вторая.

Выходит, что минитрактор на гусеницах не имеет единого привода. Гусеницы минитрактора не поворачиваются в одном направлении одновременно.

В простейшей конструкции можно использовать колесные катки с шинами от тележки. Обычно колеса подбираются под размер минитрактора. Сама гусеница может быть вырезана из большой шины. Самодельный гусеничный мини трактор проще собирать, если имеются хотя бы самые необходимые крупные инструменты: сварочный аппарат, электролобзик, токарный станок, болгарка.

Размеры корпуса

Корпус или, как его еще называют, корыто является несущим элементом. От его размера напрямую зависят эксплуатационные свойства волокуши.

Габариты корпуса – первое, с чем необходимо определиться на стадии проектирования. Здесь все просто – чем больше вещей вы собрались возить, тем больше должно быть корыто. Пространства должно хватить для рыболова и его снаряжения.

Но есть еще один нюанс. Чтобы выход из строя мотобуксировщика не обернулся для вас катастрофой, необходимо предусмотреть возможность его транспортировки в корпусе.

Тянуть сломанный мотобуксировщик значительно легче, чем нести его за спиной. В зависимости от индивидуальных потребностей длина корыта может достигать двух или трех метров, а ширина – метра.

Мнение эксперта Смирнов Александр Станиславович Инструктор по выживанию в дикой природе. Опыт преподавания более 15 лет

Высота бортов не играет существенной роли. Здесь все аналогично – чем больше вещей – тем выше борта.

Еще нужно учитывать высоту снега. Чем толще снежный покров в вашем регионе, тем большую высоту бортов необходимо делать.

Но если у вас широкий мотобуксировщик и узкие волокуши, то этот показатель можно не учитывать, поскольку конструкция будет скользить по уже утрамбованному снегу. Высота бортов колеблется в пределах 30 – 50 сантиметров.

Подвесное оборудование

Чтобы сделать снегоход быстрым и сильным необходимо на раму поставить хороший двигатель. Если установить маломощный мотор, то такая конструкция будет плохо передвигаться. А также нужно правильно рассчитать гусеницу. При слишком маленькой площади она утонет в большом снегу и не станет тянуть даже по ровной местности. Особое внимание нужно обратить на лыжи, которые должны создать хорошую устойчивость и безопасность при движении на высокой скорости.

Резиновая гусеница своими руками

Чтобы легко передвигаться по снегу, очень важно сделать самодельному снегоходу хорошую резиновую гусеницу. Изготовить подобное устройство своими руками непросто и лучше приобрести её в магазине полностью с катками. Установить стандартную заводскую гусеницу на самодельную конструкцию не составит труда. Для этого придётся лишь закрепить ведущий вал и катки с подшипниками на раме. Если финансовое положение не позволяет купить все устройство целиком, то самые дорогие части нетрудно сделать самостоятельно. Для этого потребуются:

  1. Транспортёрная лента.
  2. Пластиковая труба.
  3. Болты, шайбы и гайки.

Дешёвую самодельную гусеницу для снегохода обычно делают с применением тонкой транспортёрной ленты. Для этого по ширине катков отпиливают заготовки из пластиковой трубы. Затем их разрезают по длине на две равные части и сверлят отверстия под небольшие болты. После этого половинки пластиковых труб закрепляют на транспортёрной ленте болтами с шайбами и гайками. Гусеница готова и нужно приступать дальнейшей постройке

.

Самодельные лыжи

Не секрет, что зимой по глубокому снегу гораздо удобнее передвигаться на лыжах. Они также прекрасно служат в виде устройства управления на снегоходе. Деревянную конструкцию сделать несложно, но для этого подойдут только прочные доски из берёзы или дуба. Их необходимо хорошо высушить, построгать, а затем нагреть и загнуть концы. Не сложнее сделать металлические лыжи. Для этого потребуется отрезать из листовой стали две пластины и по бокам приварить тонкий уголок.

Чтобы лыжи свободно поворачивались, к ним приваривают металлические стойки из труб. В рабочем состоянии они держатся в передних втулках рамы, где легко вращаются

.

Сверху к стойкам приваривают шайбы или большие гайки, куда вставляются тяги для управления снегоходом.

Сам руль нетрудно сделать своими руками либо проще снять его со старого мотоцикла. Таким образом, останется только установить мотор, а также сиденье для водителя и можно двигаться в путь.

Постройка рамы

Прежде чем приступить к строительству снегохода, вначале потребуется выбрать материал. Проще всего самодельную раму сделать из деревянных брусков. Получится очень лёгкая и довольно прочная конструкция, которая считается самой дешёвой и наиболее простой в изготовлении. Для этого понадобятся:

  1. Деревянные бруски.
  2. Листовое железо.
  3. Ножницы по металлу.
  4. Дрель и свёрла.
  5. Ручная пила.
  6. Болты и гайки.

Преимущества строительства такой конструкции бесспорны. В случае поломки деревянную модель будет нетрудно отремонтировать вдали от населённого пункта. В лесу легко найти подручный материал, который можно применить для ремонта. Но главным достоинством считается то, что этот снегоход редко проваливается под лёд и не тонет в воде.

Деревянная конструкция

Известно, что бруски и доски из древесины не обладают особой прочностью в местах их

соединения. Поэтому перед началом строительства необходимо сделать дополнительные уголки из металла. Для этого берут листовое железо и вырезают ножницами квадратные пластины по ширине брусков. В них рулеткой размечают места под болты, а затем дрелью сверлят четыре отверстия. После этого пластины сгибают пополам строго под 90 градусов. Это будут отличные приспособления для прочного скрепления деревянных брусков в углах самодельной рамы.

Обычно приступают к строительству после того, как сделают чертёж с точными размерами. И уже по ним ножовкой отрезают четыре бруска, а в углах дрелью сверлят отверстия для болтов. Затем их кладут на ровную поверхность пола в виде правильного прямоугольника. К местам соединения прикладывают металлические уголки, вставляют болты и накрепко затягивают гайками.

Для крепления двигателя и гусеницы на раму устанавливают дополнительно ещё две перекладины из брусков с отверстиями под болты на концах. Но перед этим вначале изготавливают уголки для крепления. Их вырезают из листов железа треугольной формы и сверлят отверстия в углах

.

Лучше сразу сделать восемь штук и поставить их сверху и снизу. Тогда крепления окажутся более прочными и надёжными в работе.

Когда они будут готовы, внутрь рамы вставляют перекладины и наверх кладут треугольники. В них точно по размерам дрелью сверлят отверстия сквозь бруски. Затем туда вставляют длинные болты и плотно стягивают гайками. На этом прочная деревянная рама будет готова, которая долгое время прослужит на самодельном устройстве.

Гораздо труднее заниматься строительством самоделок из металла. Здесь нужны специальные инструменты и приспособления, которые могут быть не у каждого. Потребуются значительные затраты, чтобы их приобрести или взять в аренду. Однако эта постройка будет намного прочней и долговечней конструкции из дерева

. Здесь потребуются:

Кроме того, для постройки металлической рамы понадобятся более прочные материалы. Их обязательно придётся покупать в магазине, так как сегодня они больше нигде не встречаются. Да и строить новый самодельный снегоход из старых деталей не слишком хочется из-за плохой надёжности. Поэтому здесь будут использоваться только хорошие материалы:

  1. Металлические трубы.
  2. Железный уголок.
  3. Листовая сталь.
  4. Швеллер.

Как правило, прежде чем начинать строительство рамы нужно сделать простой чертёж. По его параметрам болгаркой нарезать трубы и с помощью сварочного аппарата соединить их в прямоугольник. Внутри рамы вставить ещё пару перегородок из уголка для установки двигателя и гусеницы. Если сделать их из швеллера, то конструкция получится гораздо прочнее и надёжнее в работе.

После этого от металлической трубы потребуется просто отрезать две небольшие втулки.

А потом приварить их к углам передней части, куда будут вставляться поворотные опоры для лыж. Металлическая рама готова и можно приступать к постройке, а также установке основных агрегатов и узлов.

Технология проведения работ

Гусеницы для автомобиля своими руками должны быть изготовлены по технологии, которая предполагает первоначальное удаление бортов у покрышек, после, если есть необходимость, нужно удалить лишние слои, которые располагаются с изнаночной стороны образованного кольца, в этом есть необходимость, если дорожка имеет повышенную твердость.

Если рисунок протектора не подходит, то нужно нарезать новую структуру, которая будет необходима для того, чтобы конструкция имела возможность цепляться за почву.

Гусеница для снегохода, своими руками выполненная по вышеописанной схеме, будет обладать множеством плюсов, даже если проводить сравнение с вышеописанным вариантом. Это обусловлено тем, что она имеет замкнутый контур, что указывает на надежность. Но есть и минусы, один из которых выражен в ограниченной ширине гусеницы, но если есть потребность, то можно применить сдвоенную ширину.

Гусеничный снегоход из мотоблока: процесс изготовления в домашних условиях

Снегоход, рисунок которого представлен ниже, базируется на моторе культиватора «Нева». Его производство начинают с рамы.

Рама для снегохода своими руками

Раму выполняют из металлических труб с диаметром, который используют для мотоциклетных рам. Так же подходят водопроводные трубы. Для придания нужной формы применяют трубогиб.

Чтобы упростить задачу и сократить время на проектировке, мы предлагаем воспользоваться уже готовыми чертежами.

Обозначения согласно чертежу:

  1. рама;
  2. зубчатая звездочка вала промежуточного типа;
  3. промежуточный вал;
  4. звездочка с зубцами;
  5. зубчатые детали;
  6. приводные элементы гусеницы;
  7. гусеничный вал;
  8. лыжные опорные стойки;
  9. катки-натяжители для гусениц;
  10. ось для натяжения катков;
  11. фаркоп;
  12. натяжитель;
  13. барабанные фланцы;
  14. стойка руля.

После сварки рамных элементов по установленным размерам в ее передней части делают подрамник – на нем локализуется мотор. Для этого приваривается подставка с отверстиями под него. Такие же отверстия должны быть и в самой траверсе. Через эти прорези будет удобно натянуть цепь привода и регулировать положение тягового агрегата.

Для того чтобы обеспечить пуск устройства рукояткой, подсельную раму смещают в заднюю часть агрегата. Бесценным бонусом будет оснастка исходного мотоблока функцией принудительного охлаждения. Это уменьшит износ карбюратора и тягового механизма.

Промежуточный вал для снегохода из мотоблока

На схеме представлен общий вид промежуточного вала.

Цифрами на рисунке обозначены:

  1. опорная часть для сиденья оператора;
  2. поперечина – делается из нержавеющей трубы 28 х 28;
  3. стоечная ось – из труб 18 х 18;
  4. траверса – из металлического уголка со стороной не менее 25 мм;
  5. укосина – в качестве нее берется стальная заготовка 0,4 х 0,05 м;
  6. подшипники № 204;
  7. вал (на основе трубы);
  8. зубчатая звездочка (как и элемент 10);
  9. лонжерон;
  10. кожух в резиновом исполнении.

Все эти детали можно сделать своими руками.

Изготовление рулевой колонки для снегохода: базовый чертеж с размерами

Правильно собранная и отрегулированная рулевая колонка – обязательное условие для проходимости снегохода из мотоблока по глубокому снегу и беспрепятственного преодоления им неровностей рельефа.

Согласно предложенной нами схеме рулевой блок образуют:

  1. рамная траверса;
  2. стальная стойка в трубном исполнении;
  3. рулевая опора из уголка;
  4. вал, приспособленный из трубы-нержавейки;
  5. перекладина;
  6. сошка;
  7. шайба из бронзы;
  8. втулка;
  9. гайка типа М10.

После их соединения переходим к гусеничной части снегохода.

Гусеницы для снегохода на базе мотоблока

Гусеничная снегоходная приставка изготавливается собственноручно при помощи одного из предложенных вариантов:

  • конвейерной ленты;
  • труб для водопровода;
  • мотоциклетных цепей.

Для легкого снегохода можно ограничиться обычной транспортерной лентой, к которой приспосабливают роликовую цепь.

Для более серьезных самоделок лучше изготавливать траки гусениц из реек в количестве не менее 30 шт с расстоянием между соседними в 3,8 см.

Рекомендуемый размер траков по чертежу составляет 50 х 3,8 х 1,8 см. Желательно обзавестись шаблон-стапелем, чтобы не допустить кривизны и расхождения в значениях.

Согласно рисунка:

  1. гаечные стяжки;
  2. звездчатый элемент;
  3. привод траков;
  4. натяжитель;
  5. каток;
  6. реечный трак;
  7. самодельный лонжерон;
  8. ведомый механизм;
  9. лыжа;
  10. подвеска для лыж;
  11. болт, как и 12 и 13;
  12. направляющая;
  13. шуруп;
  14. опорный башмак;
  15. крепеж для подшипника;
  16. ось катка.

Нельзя забывать о передних лыжах.

Их усиливают лонжеронами, добавочными пружинами и снабжают рычагом для вытаскивания снегохода в случае застревания.

После того, как базовые блока подготовлены, переходим к этапу сборки.

Изготовление конструкционных элементов

Прежде чем приступить к изготовлению конструкционных элементов, подготавливают чертеж, требуемые материалы и инструменты. Можно взять готовые чертежи на основе снегоходов Снегирь или Вепрь. Из инструментов понадобится:

  • сварочный аппарат;
  • трубогиб или готовая рама;
  • молоток;
  • отвертки.

Так как конструкция у миниснегохода низкая, сиденье делают прочным из водонепроницаемого материала. Бак под топливо изготавливают из металла. Его объем должен составлять от 10 до 15 л. В качестве привода можно использовать цепь от мотоцикла.

Другие типы машин

Из мотоблока также можно собрать квадроцикл, правда, сверхвысокую скорость этот агрегат не развивает, зато по маневренности и проходимости не уступает своему . Посадка в самодельном квадроцикле остается традиционной, а не мотоциклетной. Колеса используют от любого легкового автомобиля.

Стоит упомянуть об интересной самоделке под названием каракат. Сила машины заключена в ее больших колесах, представляющих собой обычные автокамеры, стянутые прочными ремнями.

На каракат ставят самодельные диски, дорабатывая стандартные автомобильные. На легкий мотоблок также устанавливают весьма оригинальный диск. Для этого по контуру соединяют два алюминиевых тазика, предварительно вырезав дно под размер ступицы, монтируют ребра жесткости и боковые ограничители для фиксации камеры.

При внешней неуклюжести каракат обладает высокой проходимостью и устойчивостью. Он не только легко может преодолевать заболоченные низменности, но способен перевозить значительный груз (до 100 кг).

Процесс сборки

Порядок примерно такой:

  1. Сборка рамы, крепление на нее опорных катков, ведущих колес;
  2. Установка силового агрегата, коробки передач;
  3. Монтаж бортовых тормозов и дифференциала, соединение компонентов с коробкой передач;
  4. Сборка органов управления, обустройство водительского места;
  5. Установка гусениц, дополнительных деталей;
  6. Проверка работоспособности минитрактора и доработка отдельных узлов (если потребуется).

Принцип работы

Самодельные минитрактора на гусеничном ходу мало чем отличаются от крупногабаритных собратьев. Все ключевые рабочие моменты в них организованы так же, как и в обычном тракторе. Единственное отличие – у минитрактора упрощена система поворота:

  • Двигатель посылает крутящий момент на коробку передач, где происходит его регулировка;
  • Далее вращение направляется к дифференциалу, где крутящий момент распределяется по полуосям;
  • Колеса начинают двигаться, а за ними – и гусеницы, приходит в движение весь минитрактор;
  • Во время поворота тормозится одна из полуосей, а на вторую направляется крутящий момент. Вторая гусеница двигается вокруг остановившейся первой – так и выполняется поворот.

Другими словами, привод у гусениц не единый, и они не могут повернуть одновременно в одном направлении.

Автомобиль ИФА: общие сведения, характеристика, цены, отзывы.

Технические характеристики грузовика КамАЗ 43114.

Советы по сборке

  1. Решив сделать гусеничный минитрактор своими руками, произведите все расчеты на бумаге и создайте подробный чертеж. Без точных технических данных нельзя создать работоспособную машину.
  2. Перед началом работ стоит проверить наличие таких необходимых устройств, как сварочный аппарат, дрель и болгарка. Они могут понадобиться на любом этапе сборки. Про средства защиты также не стоит забывать.
  3. Несмотря на визуальную массивность и угловатость, минитрактор требует аккуратного подхода. Молоток и зубило – это не та история. Поэтому проявите терпение, зачастую бережная подкрутка болта ключом гораздо эффективнее закручивания «с мясом».

Самодельный минитрактор – эффективное решение для любых сельскохозяйственных работ. И вот тому пример:

Варианты изготовления

На фото ниже приведена возможная схема создания гусеницы для снегохода. Длина основного участка составляет 5,8 м. При этом используются катки величиной 0,07 м. Межосевое расстояние принимается равным 0,9 м.

Продвинутые люди могут этим чертежом не ограничиться и изучить еще вариант кинематической схемы снегохода в целом.

Изготовление гусеницы для снегохода своими руками при наличии чертежей происходит весьма просто. Но если взять даже самую лучшую транспортерную ленту в чистом виде, то она будет быстро изнашиваться во время эксплуатации. Исправить положение помогает прошивка по краям толстой леской. Ничего оригинального тут придумывать не надо — придется только действовать так же, как при шитье обметывают края ткани.

Именно периметр является самым уязвимым звеном, и неважно при этом делается ли гусеница на 1 метр, на 2 метра или какой-то другой длины.

Полоса резины должна быть закольцована. Некоторые люди просто сшивают торцы, но подобная методика недостаточно надежна. Куда лучше будет задействовать шарнир, который подбирают под рояльную петлю.

Важно: толщину ленты надо подбирать под мощность двигателя. В большинстве случаев достаточно толщины 1 см, как на сельскохозяйственных машинах.

Но некоторые люди отмечают, что для снегоходной гусеницы подойдет и резина, снятая со старого мотоцикла (выпуска до 1990 года). Правда, такой ресурс по очевидным причинам встречается уже редко. Альтернативное решение — сделать гусеничный движитель на основе ремней. К клиновидному полотну добавляют грунтозацепы собственной конструкции. Чаще всего на сцепление идут заклепки либо комбинация «гайка-болт».

Ремни оснащают еще на производстве отверстиями, которые несложно подогнать под главную звезду снегохода. Надо только оставить определенный промежуток между полосами. Крепление такой конструкции производится с помощью троса маленьких диаметров и иных прочных материалов.

Важно: спешить не следует. В противном случае велик риск, что на ходу вся сборка рассыплется.

Полезно рассмотреть и альтернативные решения (которых, на самом деле, очень много). По одной из схем также предполагается использование транспортерной ленты. Дополнительно потребуется профильная труба прямоугольного сечения. Для крепления применяют гайки, болты, граверы и шайбы. Начинают работу с самодельным движителем, формируя заготовки траков.

Их просто отрезают точно по ширине гусеницы при помощи УШМ. Когда черновые заготовки сделаны, им надо придать особую форму, опрессовывая на станке.

Рекомендация: края траков стоит смазать отработанным маслом.

После этого наваривают ограничивающие клыки и арматуру, напоминающую литеру Y. Полученные экземпляры проверяют и подгоняют на том месте, куда они должны встать.

Собрать гусеницу самому, когда сделаны траки, уже не составляет особого труда. Надо только проделать в ленте отверстия при помощи заточенной на торце трубки. Боковину трубки оснащают тоже отверстием, которое помогает извлекать резиновую крошку и пыль. Траки сверлят электродрелью, на каждом краю должно быть два отверстия. Сборка с такими заготовками не составляет труда.

Но есть еще несколько тонкостей, которые необходимо учесть в любом случае. Если на первом плане будет повышенная проходимость, то нужно изготовить двухгусеничный снегоход, который к тому же устойчивее имеющего одну опору. Никакой практической разницы в работе нет, разве только придется сделать еще одну гусеницу дополнительно.

Сами движители иногда приходится дорабатывать, выполняя шиповку саморезами. Такая процедура призвана повысить проходимость транспортного средства до максимума.

На снегоходе без шипов, как показывает практика, очень сложно заезжать на обледеневшие берега, на скользкие серпантины. Если процедура выполнена правильно, можно забыть о такой проблеме как минимум на один сезон. Правда, стоит учесть, что шипованные гусеницы хуже поворачивают, особенно на асфальте. Но безопасность в сложных условиях стоит того. Необходимо также уделить внимание задней подвеске, которая должна четко работать в связке с гусеницами.

Связанные подвески применяют в спортивных и грузовых моделях. Но вот на глубоком снегу и при использовании длинных гусениц лучше подойдут несвязанные подвески. Такое исполнение усиливает тягу и отлично распределяет весовую нагрузку.

Важно: соответствовать гусеницам должны и амортизаторы. Кроме основных моментов, желательно учесть и несколько дополнительных нюансов.

Чертежи

1-передние ведомые колеса; 2-траки-грунтозацепы (березовые рейки 35×75-1260 мм); 3-резьбовые шпильки М8х170 мм c гайками; 4-верхняя часть рамы (стальная труба 30×2 мм); 5-передний узел подвecки двигателя (стальная полоса толщиной 2,5 мм); 6-гребень (стальная полоса толщиной 3 мм); 7-усиливающий элемент (стальной лист толщиной 2,5 мм); 8-стойка (стальная труба 30×2 мм); 9-вилка (стальная труба диам. 22×2,5 мм); 10-топливный бак (полиэтиленовая канистра емкостью 2,5 л); 11-органы управления гусеничным блоком (слева: ручка сцепления и переключатель коробки передач, справа- ручка таза»); 12-руль (от мопеда любой марки); 13- опора топливного бака (стальная полоса толщиной 2 мм); 14-топливный кран с отстойником (от любого мопеда); 15-топливопровод; 16-втулка ведущего валa; 17- зацеп; 18-втулка (отpeзок резинового шланга); 19-внешняя щека колеса (дюралюминиевый лист толщиной 3 мм); 20-шайба; 21-шайбы вилки; 22-шплинт; 23-ведущий вал (стальная труба диам 30×2,5 мм); 24-фланец (стальной лист толщиной 3 мм); 25-штифт (стальной пруток диам 10 мм); 26-внутренняя щека колеса (дюралюминиевый лист толщиной 3 мм); 27-заднее ведущее колесо; 28-тросы системы управления; 29-цепь привода гусеницы; 30-задний узел крепления двигателя (стальной лист толщиной 2,5 мм); 31-двигатель типа В-50; 32-глушитель (тонкостенная стальная цилиндрическая емкость 0130 мм с отверстиями диам 20 мм); 33-нижняя часть рамы (стальная труба 30×2 мм); 34-втулка переднего ведомого вала; 35-болты М8х55 мм c гайками; 36,40- втулки; 37-подшипник; 38-переходник; 39-втулка; 41-втулка; 42-ведущая цепная звездочка; 43- резинотканевая лента

Рекомендации

Мотобуксировщик, как говорилось выше, отличное транспортное средство для перевозки грузов и незаменимый транспорт для охотников и рыболовов. И огромный плюс их в том, что их можно чинить в полевых условиях, не затрачивая денег и много времени.

Мнение эксперта Смирнов Александр Станиславович Инструктор по выживанию в дикой природе. Опыт преподавания более 15 лет

Среди множества плюсов нужно учитывать и тот факт, что перед эксплуатацией данного транспортного средства нужна подготовка и проведение техобслуживания.

  1. Во время долгих стоянок нужно прогревать двигатель, чтобы он не вышел из строя и долго служил.
  2. Чтобы не образовывался лед, нужно обрабатывать пружины и тяги специальным средством против обледенения.
  3. Перед длительными стоянками и после очередной поездки нужно узлы и гусеницы очищать от снега, который забивается и может превратиться во льдинки.
  4. Смазкой нужно обработать тросик ограничителя.
  5. Проверять во время затяжки резьбовые соединения.

Перед подготовкой к зиме для начала нужно избавиться от остатков бензина в топливной системе, это касается и моторного масла. Сама конструкция рамы и ее основание нужно очистить и проверить, нет ли повреждений, а если вдруг имеются, исправить все с помощью инструментов и сварки. Затем все отшлифовать и покрасить.

Раму можно также сделать своими руками, из металлических труб сделать прямоугольное сечение.

Обязательное условие – металл не должен быть тонким, так как он быстро изнашивается. Достаточно толщины трубы 3 мм.

Дополнительно нужно натяжные цепи проверить, отрегулировать и смазать. Обязательно заменить масло в двигателе по сезону. При использовании мотобуксировщика при минусовой температуре нужно предусмотреть установку морозоустойчивой электрической проводки.

Проверить и при необходимости обязательно заменить детали мотобуксировщика. Рекомендуется также заменить свечи зажигания.

Если в зимний период часто будет использоваться транспорт, то желательно докупить аксессуары – для своего комфорта и чтобы хранить мотобуксировщик. Понадобятся специальный чехол, лыжный модуль и подогрев ручек.

Как сделать сани для мотобуксировщика своими руками, смотрите далее.

Трудно представить мотобуксировщик без саней-волокуш. Они перевозят водителя и другие грузы.

Некоторые мотобуксировщики даже комплектуются такими санями. Чем сани-волокуши для буксировщика отличаются от тех же волокуш для снегохода? Кроме того, многих не устраивают покупные модели.

Как же сделать сани для мотособаки своими руками? Какие для этого необходимы материалы, инструменты и навыки?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]