Навесное оборудование для мотоблоков всегда представляло особый интерес для мастеров самодельщиков. Простое и одновременно универсальное устройство силового агрегата средних и тяжелых мотоблоков позволяет создать несколько видов навесных орудий. А это значит, что все эти относительно нехитрые приспособления сделают мотоблок, настоящим конкурентом современному трактору.
Грунтозацепы
Специальные навесные приспособления в виде грунтозацепов используются для возможности глубокого захода в землю. Такие устройства представляют собой колеса из металла со специальными зубцами. Мотоблок Нева совместим с колесами КМС, вес одного из них составляет 12 кг.
Также существует другая модель грунтозацепов – металлические колеса КУМ, предназначенные для глубокого окучивания земли. По сравнению с КМС, они тоньше – их толщина составляет всего 10 см, однако диаметр их 70 см. Колеса КУМ весят по 15 кг. Выбирать подходящее устройство необходимо исходя из специфики работ, которые вам необходимо выполнять.
Мотоблок Нева навесное оборудование — картофелесажалка виды и назначение
Спрос на картофелекопалки для мотоблоков стабильно растет, что не вызывает удивления, так как они уменьшают время выкапывания картофеля во много раз. Имеется большое разнообразие навесных устройств, предназначенных для выкапывания корнеплодов, которые в зависимости от типа мотоблока позволяют обработать за смену участок площадью до полутора гектаров.
При этом качество выкапывания, в смысле повреждаемости клубней, достаточно высокое, а работа с картофелекопалкой под силу даже подростку. Картофелекопалки делятся на однорядные, двухрядные и трехрядные, что определяется числом одновременно обрабатываемых рядов.
Картофелекопалки вибрационно-грохотного типа
Вибрационные картофелекопалки с грохотным механизмом совместимы со всеми видами мотоблоков, имеющими как водяное, так и воздушное охлаждение. Такая картофелекопалка крепится к мотоблоку при помощи сцепного узла. Картофелекопалка для мотоблока вибрационно-грохотного типа выкапывает плоды, просеивает почву и укладывает выкопанный картофель на поверхность почвы.
В отличие от обычной картофелекопалки, могущей повреждать клубни, виброкопалка аккуратно поднимает почву и просеивает ее. Весь урожай извлекается, в земле практически ничего не остается.Картофелекопалки вибрационно-грохотного типа хорошо работают на почвах средней сложности и на легких почвах.
Картофелекопалка для Невы фото
На фото представлена однорядная вибрационная картофелекопалка для мотоблока Нева предназначенная для механизации процесса выкапывания корнеплодов. Содержит активный нож и решётку (грохотный механизм).
Посредством ременного привода по отношению к ножу осуществляется вибрация грохота, установленного на двойных шарикоподшипниках. После окончания работы с данной картофелекопалкой Вам нужно будет всего лишь собрать клубни вручную.
Она также может применяться при уборке свеклы, лука и чеснока. Глубина выкапывания может регулироваться посредством опорных колёс. При регулировании оборотов двигателя мотоблока изменяется и скорость просеивания грунта.
Картофелекопалка для мотоблока Нева
Картофелекопалка для мотоблока Нева вибрационнщ-грохотного типа станет вашим универсальным помощником в сборе урожая. Купив или сделав ее, вы сэкономите силы, время и здоровье, и, наконец-то, получите удовольствие от самого процесса сбора урожая картофеля.
Использование спецтехники значительно облегчит эту задачу как на небольшом дачном участке, так и в крупном фермерском хозяйстве.
Главными составными частями картофелесажалки являются бункер, а также ложечно-дисковые аппараты для высаживания. В каждом из бункеров находятся шнеки, подающие клубни прямо к аппаратам высаживания, а также встряхиватели. Все рабочие органы приводятся в действие посредством вала отбора мощности.
Преимущества от использования мотоблочной картофелесажалки
Картофелесажалка поможет посадить картофель равномерно и на необходимую глубину. На рисунке ниже показана картофелесажалка однорядная АПК-3, которая легко присоединяется к различным моделям мотоблоков
Шаг высадки картофеля регулируется специально разработанным механизмом с использованием сменных звёздочек, входящих в комплект сажалки. располагаются на Надёжная и качественная лента, приводящаяся в движение цепной передачей, содержит чашки для забора клубней.
Высадка картофеля через 50 или 100 мм, рекомендованный размер клубней 40 мм, емкость бункера 20 л., регулируемый угол между окучниками, шаг высадки картофеля в ряд: при шестерне с 14 зубьями шаг в 190 мм, при шестерне с 16 зубьями шаг в 210 мм, при шестерне с 18 зубьями шаг в 250 мм, при шестерне с 19 зубьями шаг в 280 мм. Ширина колеи рабочих колес 550 или 650 мм, габариты ДхШхВ 970х540х700, масса 41 кг.
Картофелесажалка однорядная используется для посадки картофеля на предварительно подготовленную почву. Ее можно применять и на дачных участках в 5-10 соток, и на крупных фермерских полях площадью в несколько гектаров и более.
Изготовление полевого опрыскивателя для мотоблока
Самодельный опрыскиватель для мотоблока необходим в тех случаях, когда площадь обрабатываемых посевов превышает 20 соток. Вручную выполнить такую работу очень трудно, она может занять целый день. Механизация этого процесса позволит сэкономить массу времени и сил.
Для изготовления опрыскивателя потребуется:
- сварочный аппарат;
- болгарка;
- уровень;
- электрическая дрель;
- паяльник для полипропиленовых труб;
- профильные или круглые водопроводные трубы;
- пластиковая или стальная бочка емкостью 80-100 л;
- широкие пневматические колеса;
- пластиковые трубы;
- резиновый шланг;
- форсунки или ниппели от колесных камер.
Сборка самодельного опрыскивателя производится в такой последовательности:
- Изготовление рамы. Ее габариты подгоняются под размер емкости. К раме крепится шасси. Для хорошей проходимости необходимо не менее 4 колес. За неимением колес изготавливаются широкие полозья из алюминия.
- На раму устанавливается и закрепляется емкость. Для этого используются распорки и стяжки. В баке делаются отверстия для подвода шлангов высокого давления. Горловина бака герметизируется.
- Изготавливается кронштейн для насоса. Выбирается модель, которая работает от вала отбора мощности (ременная передача) или от электричества (генератор мотоблока).
- Собирается система полива. Делается прочный держатель из стальных профилей. К нему с помощью хомутов или пластиковых стяжек присоединяются пластиковые трубы. Проводится монтаж клапана для стравливания избыточного давления и форсунок.
- Все части соединяются вместе, проверяется качество креплений, герметичность стыков. Бак заполняется водой, агрегат тестируется в различных режимах, выполняется окончательная регулировка и настройка.
Сделанный своими руками опрыскиватель полностью оправдает вложенные усилия уже в первый сезон. Благодаря такому приспособлению опрыскивание и полив огорода будут производиться быстро и качественно.
Навесное оборудование для тяжелых мотоблоков. Плоскорез для мотоблока своими руками
Срезать корневища сорняков, рыхлить почву на небольшую глубину без оборота пласта могут такие насадки, как плоскорезы. Плоскорез для мотоблока достаточно прост в изготовлении. Для него понадобятся:
- лист толщиной 5 или 6 мм;
- лист толщиной 2 мм;
- профильная труба 40х40 со стенкой 3 мм.
Порядок изготовления этого самодельного навесного оборудования:
- Из толстого листа по шаблону вырезают стойку. На стойке сверлят крепежные отверстия.
- Из тонкого листа вырезается лапа плоскореза. По шаблону на наковальне производится сгибание лапы согласно чертежу. Элемент плоскореза собирается с помощью заклепок или сваривается в единый узел.
- Из профильной трубы вырезаются заготовки рамы для фиксации рабочего органа. Прорабатывается схема подъема и опускания рамы. Далее сваривается сцепка, на которой в дальнейшем будут установлены элементы плоскорезов.
- Делается схема привязки навесного оборудования к мотоблоку. Полученные данные переносятся на раму. Изготавливаются пластины для фиксации сцепки. Проверяется работоспособность на подъем и опускание. Все изделия окрашиваются с помощью грунт-эмали 2 в 1 для защиты от коррозии.
Навесное оборудование испытывается в полевых условиях. При необходимости вносятся коррективы для улучшения показателей.
Мотоблок своими руками
Преимущество самодельного мотоблока в его цене. Если он будет собран качественно, то по своим характеристикам не будет уступать заводским.
Необходимо определить, какая территория будет обрабатываться мотоблоком, и какие особенности имеет почва. От этого зависит, какой мощности должен быть двигатель.
Мотор подойдет от другого сельхоз оборудования (от бензопилы), но в таком случае необходимо дополнить его принудительной системой охлаждения. Также необходимо создать раму, к которой будет крепиться двигатель, колеса, ручка.
Более подборную информацию о том, как сделать мотоблок своими руками можно найти здесь:
Оборотный плуг для мотоблока Нева описания и преимущества
Плуг для мотоблока применяется для вспахивания земли, переворачивания пласта, а также закапывания минеральных и органических удобрений.Плуги для мотоблока бывают трех типов:
- Одно корпусный плуг имеет один лемех и подходит для вспахивания легкой почвы.
- Оборотные или реверсивные плуги сразу же переворачивают почву благодаря своей форме в виде загнутого сверху пера. Этот плуг может работать на относительно твердой почве, которая после вспахивания им становится более рассыпчатой вид и легче поддается дальнейшей обработке. Сорнякам на такой почве практически нет шансов вырасти.
- Роторный. Имеет несколько лопастей.
Конструкция оборотного плуга достаточно сложна изготовление, и под силу только профессионалу. Это обусловлено повышенными требованиями, как к материалам, так и к самому процессу.
Оборотный плуг Зыкова
Одним из наиболее широко применяемых в качестве навесных плугов является оборотный плуг Зыкова, который содержит:
Право и левосторонний плужный корпус, имеющих лемех для подрезания почвы и отвал для оборачивания и измельчения подрезанного пласта почвы;
- Стойку для крепления плугак грядиле;
- Полевую доску, упирающуюся в стенку борозды и обеспечивающую устойчивость плуга в работе;
- Опорную лыжу для устойчивости хода плуга;
- Перо, доваливающее пласт почвы для получения слитной пашни;
- Поворотный механизм с замками,крепящими плужные корпуса;
- Опорное колесо.
К мотоблоку Нева оборотный плуг крепится дополнительным кронштейном КР-20Н.
Как самому сделать сцепку для мотоблока
При работе приспособление будет подвергаться большой нагрузке, поэтому следует придерживаться рекомендуемых размерных и прочностных характеристик всех элементов сборки. В этом случае будут гарантированы следующие качества сцепки:
- Обеспечение надежной фиксации с мотоблоком.
- Крепление к навесному оборудованию.
- Обеспечение заявленных эксплуатационных качеств техники.
- Доступная цена.
- Надежность, долгий срок службы.
Выбирая модель, следует проверить размеры, которые имеет фаркоп мотоблока и навесное оборудование (плуг, прицеп, борона и прочее). Задачей мастера является обеспечить полную совместимость элементов, простоту в эксплуатации и возможность легко настраивать оборудование под конкретную задачу. Главная деталь сцепки представляет собой кронштейн П-образной формы. Через отверстия с одной стороны он с помощью штырей крепится к мотоблоку, с другой стороны на корпус приспособления фиксируется стойка необходимого навесного оборудования.
Необходимые инструменты и материалы
Человек, занимающийся хозяйственной деятельностью на земле, обычно имеет достаточный набор оборудования для изготовления сцепки. Для работы понадобятся следующие инструменты:
- Болгарка.
- Дрель, сверлильный станок.
- Измерительный инструмент: линейка, рулетка, угольник.
- Сварочный аппарат.
- Набор ключей.
Важно точно подобрать сверла по диаметру шпилек и болтов. Отсутствие люфта продлит срок службы навесного оборудования
Корпус можно вырезать из металлического листа или использовать подходящий по размерам швеллер.
Предпочтение следует отдать сцепке с механизмом регулировки. В этом случае использовать можно навесное оборудование разного класса, от разных производителей, достигая максимальной эффективности в работе.
На фото ниже универсальная сцепка с резьбовым механизмом регулировки. Простое, но эффективное приспособление, которое нетрудно сделать своими руками:
Работа дрелью по металлу будет легче и производительнее, если при сверлении сделать предварительное отверстие меньшего диаметра. Например, сначала используется сверло 5 мм, а затем 12-16 мм под размер болта.
Изготовление универсального соединения
Производить работу нужно на ровной поверхности. Подойдет стол нужного размера или верстак. Порядок работы следующий:
- Разметка. Согласно чертежу обозначаются контуры и габариты элементов.
- Сверление. Операцию производят дрелью или на станке. Точность отверстий проверяется штангенциркулем, а также шпилькой или болтом, вставляя их в посадочное место. Исключается как люфт, так и заклинивание деталей. Для облегчения работы и во избежание травм отверстия обрабатываются зенковкой.
- Сварка. Предпочтительнее использовать электросварку. Металл прогревается только в месте соединения и критически не теряет своих свойств. Если подходящего швеллера не нашлось, то изготовляется конструкция из листовой стали необходимого качества.
- Сборка. Кронштейн крепится к швеллеру болтами. Если предусмотрен регулировочный механизм, то он также фиксируется на конструкцию.
Вспомогательное оборудование для мотоблока
В числе необходимых усовершенствований мотоблока в виде навесного оборудования рекомендуется сделать, кроме всего вышеперечисленного, следующие элементы:
- колеса с грунтозацепами для работы на рыхлой почве;
- подъемник;
- навесной ковш-отвал для уборки снега.
Для конструкций колес, используемых в качестве движителей мотоблока на пашне используют колеса с резиновыми покрышками. Как самому сделать колеса для мотоблока с грунтозацепами подскажет опыт и умение работать с готовыми конструкциями, например, со стальными дисками от автоколес.
Для этого нужно:
- 2 стальных диска от легкового автомобиля;
- уголки 25х25 см;
- электросварка;
- болгарка;
- рулетка и карандаш.
Уголок разрезается на отрезки по 35-40 см. Обода диска размечаются на равные сегменты. Лучше всего, если их будет 8 или 10. Делаются отметки и в местах отметок привариваются уголки.
Подъемник своими руками для мотоблока лучше сделать из отрезка трубы диаметром 100 мм. Сам подъемник делается в виде ролика на кронштейне. Он в случае необходимости изменяет свое положение и дает возможность поднять мотоблок на опору. В обычном положении вал-подъемник находится впереди агрегата и используется как опорный каток при преодолении канав и рытвин.
Ковш для мотоблока своими руками рекомендуется собрать в том случае, если планируется использовать его в качестве снегоуборочной машины.
Ковш можно сделать:
- из листового металла толщиной 1,5-2 мм;
- жесткого пластика с ножом в нижней части из металлической полосы;
- из фанеры толщиной 8-10 мм или плиты OSB 10-12 мм.
Ковш жестко закрепляется на раме мотоблока. Для облегчения работы можно сделать поворотное устройство для изменения угла наклона режущей плоскости к поверхности дороги.
Чтобы ковш работал долгое время, впереди на кронштейне выносится опорная лыжа. Это позволит сделать очистку более безопасной. Режущая поверхность будет находиться на определённой высоте над землей и не касаться грунта.
Усовершенствовать домашнюю мототехнику под свои требования можно без больших затрат. Ведь навесное оборудование на мотоблок можно собрать самостоятельно, все сделав своими руками.
Читать также: Как поменять стержень в клеевом пистолете
Работа мотоблока с навесным оборудованием — видео
Мотоблок – это устройство, которое будет полезно и на крупном участке, и на относительной небольшой земельной площади. При помощи него можно выполнить обычные сельхозработы в разы быстрее, чем вручную – таким образом, даже один человек легко справится там, где до этого была нужна группа людей. Однако для каждого вида работ требует свое навесное оборудование, которое имеет ограниченный срок работы, и периодически нуждается в обслуживании и замене. Иногда бывает проще изготовить навесное оборудование для мотоблока своими руками, чем покупать его в магазине – здесь все зависит от умений владельца механизма и его потребностей.
Для тех, кто не знает, нужно пояснить – с помощью мотоблока можно убирать снег, сеять картофель, готовить почву к посадке в нее чего-либо, и выполнять другие виды работ. Для этого к основному механизму крепятся дополнительные модули, благодаря которым он и может совершать описанные выше операции. Навеcное оборудование для мотоблока своими руками пригодится и в том случае, если нужно сразу несколько его единиц – тогда затраты на покупку в магазине действительно могут оказаться немалыми.
Сцепка к мотоблоку своими руками
П-образное крепление лежит в основе сцепки для мотоблока, поэтому, чтобы ее изготовить прекрасно подойдет швеллер подходящей толщины и размера. Это крепление располагается под рулем мотоблока.
При изготовлении крепления сцепки своими руками, нужно просверлить несколько отверстий, чтобы закрепить в них кронштейн и крепежный штырь. Поэтому отверстия должны быть нужного диаметра. Штырь также нужно изготовить из высокопрочной стали.
Чтобы присоединить дополнительные приспособления к мотоблоку нужен будет кронштейн. Длинный конец кронштейна должен быть расположен либо вниз, либо вверх, чтобы не было помех у подсоединенного оборудования. При этом конец кронштейна не должен касаться поверхности почвы, которую обрабатываем.
При изготовлении самодельного узла сцепки, мы использовали стандартный образец. Зачастую к мотоблоку применяют дополнительные приспособления, с нестандартными видами сцепки. Чтобы подсоединить их к мотоблоку, нужно, либо приобрести специальный переходник, либо изготовить переходник своими руками. Как правило это П-образные кронштейны.
Самодельный вариатор для мотоблока
Вариатор позволяет плавно изменять скорость без резких рывков, экономит топливо, передавая крутящий момент. Двигатели от мотоблока часто используют в качестве генератора, чтобы обеспечить электричеством жилые помещения, придомовые территории, а также для работы токарных станков.
Самодельный вариатор можно изготовить разными способами, самый легкий – использовать уже готовый вариатор, который можно переделать для конкретного мотоблока. Другой способ – использование готовых деталей от редукторов и других механизмов. Также детали можно изготовить самостоятельно при условии наличия специального оборудования (для дисков нужна горячая штамповка). Схемы и видео по созданию деталей и сборки шкивов легко найти в Интернете.
Можно изготовить вариатор из ступиц колес, главное – сделать подходящий для коленвала диаметр отверстия. Кроме шкивов для вариатора необходим ремень, являющийся одной из главнейших деталей. Ремень должен быть прочным, а все детали вариатора должны регулярно смазываться.
Чертежи прицепа для мотоблока
Условно, прицеп можно разделить на несколько основных узлов: водило, рама, кузов, колеса.
Водило, включает в себя несколько деталей, соединенных сваркой. Основную нагрузку здесь, на себя берет стык дышла с корпусом поворотного узла, поэтому это место усиленно 4-мя ребрами жесткости.
Водило
1
— корпус поворотного узла,
2
— дышло (труба 49×3, L1850),
3
— рамка подножки (уголок 25x25x4),
4
— упор (труба 58×4),
5
— ребро жесткости (s4),
6
— накладка (полоса 25×4).
Рама изготовлена из стальных элементов: труб, прямоугольного и круглого сечения, уголков и прутка. Они сварены между собой, и образуют конструкцию (раму), конструктивные особенности рамы обусловлены сельской местностью, где при езде дорога изобилует неровностями, ямами и т.д.
Для колесной оси, используется стальной стержень диаметром 30мм, который соединен при помощи сварки, косынками с лонжеронами и корпусом продольного шарнира, и угловыми опорами. Длина стержня 1070мм, длина выбрана такой, чтобы колеса не выступали за обводы кузова.
Рама прицепа
1
— раскос (уголок 21 х21 хЗ),
2
— рамка сиденья (уголок 21x21x3),
3
— стояк (труба 50x25x4),
4
— стойки сиденья (уголок 40x40x4),
5,14
— подкосы передние (труба 50×25),
6, 15
— лонжероны продольные (уголок 40x40x4),
7, 8
— опоры колесной оси правые (уголок 32x32x4),
9,16
— подкосы задние (труба 50×25),
10
— поперечина усиливающая (уголок 40x40x4),
11
— корпус продольного шарнира (труба 58×4),
12
— ось колесная (пруток 0 30),
13,17
— лонжероны поперечные (уголок 40x40x4),
18
— косынки (s4).
Кузов прицепа – выбираем материал изготовления
Кузов прицепа, сделан из досок, толщиной 20мм, для большей прочности, на углах он усилен металлическими накладками. К раме, кузов крепится при помощи трех опорных рамок из бруса 50*50мм и болтов.
Данная телега, в основном предназначена для перевозки грузов в мешках, поэтому её борта не откидываются.
Также, кузов прицепа можно сделать из разных подручным материалов, листового металла, толщиной не менее 1-1,2 мм, профнастила, досок и даже пластика. Для кузова подойдет любой материал, если он отвечает вашим задачам и требованиям. Здесь надо рассчитать нагрузку, тип перевозимых грузов и т.д.
— Наиболее универсальным вариантом, будет изготовление кузова и листа металла, а чтобы продлить срок службы прицепа, металл следует загрунтовать и покрасить.
— Для кузова из дерева, на углы устанавливают металлические накладки, это придает жесткости и прочности самодельному прицепу. Крепление к раме выполняют болтами и трех опорными рамками.
— При изготовлении кузова из профнастила, не лишним будет установка дополнительных ребер жесткости.
Ось и колеса для прицепа мотоблока
Колеса в данном прицепе позаимствованы от мотоколяски СЗД, колеса идут со ступицами в сборе, а ось обточена под посадочный диаметр.
Для изготовления колесной оси, понадобится стальной стержень длиной 1-1,05 метра. Такая длина стержня обусловлена размера нашего самодельного кузова прицепа. Сделайте уголки и косынки стальными опорами. Использую сварочный аппарат приварите продольный шарнир и лонжероны к стальном стержню используя косынки и уголки. Ось кронштейна и серьги одеваются на лонжероны.
Колеса для самодельного прицепа, подойдут от любой техники, лишь бы они подходили по размеру. Так, довольно просто приладить колеса от Жигулей или мотоколяски, в последнем варианте уже имеются ступицы с нужным нам диаметром оси.
Те, кто силен в технике, утверждают, что можно использовать колеса от садовой тележки, радиус которых составляет 16-18 дюймов, и замечательно подходит под прицеп.
Прицеп, соединяется с мотоблоком при помощи консоли, консоль, сделана таким образом, чтобы подходить под штатную сцепку мотоблока, для навесного оборудования. Верхняя часть консоли представляет из себя ось, вокруг которой вращается поворотный узел водила, в двух подшипниках. Подшипники прикрыты пыльниками, а пространство между ними, заполнено смазкой. Возможно, будет полезна тема «Тележка для мотоблока своими руками».
Водило соединено с рамой прицепа, шарнирно, т.е. дышло вставлено в трубчатый корпус продольного шарнира, все это зафиксировано болтом М8 и упорным кольцом. На не ровной дороге, это позволяет колесам прицепа, быть независимыми от положения колес мотоблока.
Поворотный узел водила
1
— консоль,
2
— пыльники,
3,6
— подшипники 36206,
4
— корпус,
5
— втулка распорная,
7
— втулка дистанционная,
8
— шайба,
9
— гайка М20х2,5,
10
— масленка,
11
— дышло.
Самоделки для мотоблока
Вопрос о том с чего начать конструировать навесное оборудование для мотоблоков вполне резонный. Дело в том, что практически все мотоблоки оснащаются прицепными устройствами, фабричного образца, рассчитанными на применение стандартных видов оборудования. Нужно уточнить, при этом что именно стандартное оборудование и не удовлетворяет запросам покупателей — уж слишком нежным и хрупким оказываются прицепные системы при использовании их в жестких условиях эксплуатации.
Для отечественных мотоблоков прицепные устройства в основном изготавливаются из стали сварным способом, а вот для массового китайского производства это в основном чугунное литье, или сплав металлов. Понятно, что для одного корпусного плуга даже самый мощный адаптер из чугуна не выдержит.
Потому первое что необходимо создать, это прицепное к мотоблоку своими руками для плуга. Здесь за основу конструкции лучше принять стандартную схему — адаптер представляет собой шарнир с возможностью фиксации плуга в разных положениях, что особенно удобно для вспашки небольших участков, когда применяется плуг как с левым, так и с правым отвалом.
Сам переходник рекомендуется сделать с возможностью фиксации не только в вертикальной, но и горизонтальной плоскостях при помощи талрепов и болтовых соединений.
Такой вариант поможет использовать его и для вспашки, и для окучивания, и для установки адаптера-сиденья для косилки или граблей для переворачивания сена на сенокосе.
Универсальный прицеп к мотоблоку
Наличие прицепа обеспечивает мобильность, ведь одно дело вести мотоблок с уже установленными агрегатами, другое, когда плуг, фреза или картофелесажалка просто грузятся на прицеп и транспортируются самим мотоблоком.
Рассчитывать параметры прицепного оборудования для мотоблока нужно исходя из его мощности, принцип здесь прост — 1 л. с. означает возможность перевозки 100 кг полезного груза на тележке. Самым простым и надежным является схема одноосного прицепа с нагрузкой на центральную ось. И хотя грузоподъемность такого прицепа невелика, всего до 500 кг, этого вполне хватает для того, чтобы на прицепе установить сиденье и управлять мотоблоком сидя на прицепе.
Самое сложное здесь это подобрать необходимые комплектующие. Легче всего использовать готовые детали. Например, ступица для мотоблока своими руками изготавливается из автомобильной, для легковых машин. Это позволяет использовать стандартные автомобильные колеса и покрышки для оборудования агрегата. С другой стороны, ступица от вазовской классики отлично подойдет и для того чтобы сделать и другие полезные самоделки — грунтозацепы, лебедки, утяжелители колес.
Для прицепа в основном используют конструкцию из прямоугольной трубы, но в качестве рамной основы может быть использован и швеллер и двутавр. Борта для прицепа лучше предусмотреть съемными. Предпочтительно сразу предусмотреть возможность установки на платформу нескольких видов бортов:
- деревянные или металлические для перевозки сыпучих грузов;
- легкие, сетчатые для заготовки зеленой массы для животных;
- раскладные, с возможностью увеличения полезной площади для перевозки сена.
А вот для того чтобы было комфортно перемещаться по дорогам стоит сделать крылья на мотоблок. По возможности сразу установить на них брызговики. Ведь не на всех дорогах есть асфальт и твердое покрытие.
Мотоблок с прицепом назвать транспортным средством согласно законодательству, сегодня нельзя, но это не означает что прицеп не должен оборудоваться средствами световой сигнализации.
Обязательно установить на прицеп как минимум 4 светоотражающих элемента — 2 красного цвета сзади и 2 белого впереди. Это поможет водителю автомобиля определить повозку в темноте.
Орудия обработки почвы — плуг и соха для мотоблока своими руками
Перед тем как сделать навеску на мотоблок для обработки почвы следует решить, что важнее и расставить приоритеты в вопросе техники обработки участка. Для больших участков, применяемых для посадки картофеля, корнеплодов, зерновых культур оптимальным вариантом была бы соха для мотоблока своими руками. Сделать ее проще и легче. А вот для грядок под овощные культуры, для обработки полос между рядами сада или финальной обработки под посадку лучше сделать фрезу. Это намного облегчит дальнейшие работы.
При готовой сцепке на мотоблок самым сложным в изготовлении плуга выступает его форма. Корпус имеет сложную для формовки форму и поэтому лучше сделать плуг из нескольких составляющих. Сошник для мотоблока своими руками лучше сделать из стали. Большое усилие, которое будет испытывать этот элемент не должно приводить к его деформации. Тем более, что именно сошник отвечает за глубину опускания плуга.
Лемех плуга должен быть из максимально твердого металла. Это та часть плуга, которая врезается в землю и разрезает ее пласт. Прочность и мощность этого элемента позволит работать с плугом как в условиях обрабатываемой пашни, так и делать предварительную обработку целины. Несмотря на сложность конструкции отвала сделать его довольно просто. Для изогнутого отвала лучше взять уже готовую заготовку круглой или овальной формы. Из нее по чертежу сделать отвал. Умельцы для этого обычно используют трубы большого размера от 350 мм в диаметре или газовые баллоны. Отвал при этом получается практически идеальной формы.
Одним из вопросов как сделать плуг для мотоблока будет изготовление полевой доски — стабилизирующего элемента для плуга, задающего направление его движения при работе на пашне.
Соха своими руками для мотоблока так же, как и плуг собирается из нескольких элементов. Правда, для использования сохи в обработке почвы лучше предусмотреть отвал из арматуры, так, чтобы во время обработки грунт как можно больше рыхлился при повороте пласта. В конструкции сохи лучше предусмотреть не фронтальный отвал, а двусторонний отвал с арматурными прутьями.
Фреза для мотоблока своими руками
Навесное оборудование для мотоблока в виде грунтофрезы может быть использовано в основном для легких и средних агрегатов. Для тяжелых моделей с отдельным механизмом отбора мощности и передачей крутящего момента на прицепные агрегаты для мотоблока оптимальными будут фрезы с цепной передачей.
Самыми простыми фрезами для рыхления почвы могут быть четыре сегментные сабельные фрезы. Конструктивно такая фреза представляет собой трубу, на которую жестко посажены сабельные фрезы. Для средних и легких агрегатов полуоси для мотоблока делают разборными. Так можно регулировать ширину и скорость обработки почвы. Если установлено два сегмента с каждой из сторон редуктора, то скорость обработки существенно выше. Правда, ширина в этом случае будет небольшой. Для полуосей из двух или даже четырех элементов ширина захвата может быть увеличена до 1,5 метра.
Навесные агрегаты для мотоблока своими руками изготавливаются из профильной трубы. Профиль легче устанавливать на редуктор колес. Да и сочленять их при наращивании намного проще и легче.
Достаточно просто вставить их друг в друга и закрепить шпильками. Полуоси для мотоблока своими руками изготавливаются из квадратной или шестиугольной трубы с толстыми стенками. Для 1 комплекта фрез понадобится:
- трубы для корпуса полуоси с толщиной стенок 2,5-3 мм длиной 50-80 см;
- для соединения сегментов трубы меньшего диаметра длиной 50-60 см;
- 8 сабельных элементов для рабочего органа;
- фиксаторы на полуосях — 4 штуки;
Сами фрезы рекомендуется изготовить из стальной полосы толщиной 5 мм и более. Самое лучшее решение для изготовления фрез — применение кованного металла. В таком случае и прочность выше и нет необходимости часто делать заточку инструмента. Рекомендуется использовать при разработке формы фрезы для мотоблока своими руками чертежи наиболее удачных моделей — сабельной, изогнутой или фрезы с треугольным заостренным элементом.
Дисковый культиватор для мотоблока
Одним из самых востребованных видов навесного оборудования для мотоблока в период ухода за растениями летом является культиватор. Полольщик для мотоблока своими руками можно сделать:
- по примеру классического культиватора в виде прицепного рыхлителя;
- в виде дисковых окучников, применяемых для обработки посевов корнеплодов.
Технология обработки предусматривает прохождение мотоблока между двумя рядами посевов или при использовании много корпусного культиватора трех и даже четырех рядов.
Рыхлитель окучник может иметь несколько видов инструмента, установленных в одном корпусе:
- рыхлитель;
- два двухотвальных плужка-плоскореза;
- 2 дисковые бороны для формирования гряд;
- два диска для защиты растений.
Диски защиты растений для мотоблока своими руками обычно изготавливаются из листовой стали. В зависимости от назначения устройства, к которому они будут применяться рассчитывается их диаметр. Для фрез, обычно диаметр меньше фрез на 5-7 см, а для культиватора они, должны быть диаметром 30-35 см. Просто во время фрезерования участка растения обычно имеют небольшую высоту. А вот культивация проводится, когда растения достигают значительного роста, и поломка их на этом этапе может закончиться гибелью овощной культуры.
Диски среднего размера могут быть и универсальными, диаметром 20-25 см. При этом нужно предусмотреть и универсальный тип крепления к каждому из видов навесного оборудования.
Как выбрать?
Выбор навесного оборудования в какой-то степени зависит от мощности мотора мотоблока. Эта техника бывает трех классов: легкая (бытовая), средняя (полупрофессиональная) и тяжелая (профессиональная). Вал с отбором мощности перспективно увеличивает возможности техники, с его помощью оснащается навесное оборудование.
Навесные насадки для разных видов хозяйственной деятельности часто обходятся дороже самого мотоблока. Чтобы сделать выбор, следует подумать, какие работы самые трудоемкие. Для них можно выбрать более сложное оборудование. Упрощенные насадки вполне доступно сделать самостоятельно.
Иногда для обработки почвы не знают, что лучше выбрать – фрезы или плуг. Для выбора следует изучить особенности почвы своего участка. Для вспахивания поля с мягким грунтом используют фрезы, а для работы на твердой земле применяют плуг.
Выбирая небольшой мотоблок для дачи, многие обращаются к модели чешского производства «МФ-70». Ее можно использовать для скашивания травы на участке, уборки снега, доставки небольших грузов. Благодаря компактности и маневренности «МФ-70» применяют для работы в труднодоступных местах. В помощь садоводам и огородникам разработана новая модель мотоблока СтавМаш БМ-15. Эта техника уже неплохо себя зарекомендовала, с помощью насадок выполняются любые работы на садовом участке.
Мотоблок Brado BD-1600 приобретают для работ на небольших фермах. Он оснащен самым сильным четырехтактным мотором, который работает на бензине. Техника весит 120 кг, способна производить глубину вспахивания до 30 см. Самоходный мотоблок SW 360 (SunGarden MF 360 S) предназначен для профессионального применения. К технике имеется большой выбор оборудования, замена которого происходит без применения инструментов.
Мотоблок с навесным оборудованием облегчит работу дачнику с небольшим земельным участком и фермеру с полем средней величины. Выполненный объем работы напрямую зависит от мощности двигателя и специфики насадок.
Далее смотрите видеообзор навесного оборудования для мотоблока.
Об устройстве мотоблока
Далее вы узнаете какой мотоблок лучше выбрать.Чтобы было понятнее, в чем же состоит принцип самодельного изготовления мотоблока и его дополнительных комплектующих, надо детальным образом рассмотреть само устройство мотоблока как средство малой механизации. Итак, данный агрегат включает в себя несколько основных рабочих узлов:
- Основная движущая сила, т.е. двигатель.
- Трансмиссия.
- Ходовая часть.
- Основные элементы управления.
Двигатель
В качестве основной движущей силы в конструкции мотоблоков используется стандартный двигатель внутреннего сгорания. В зависимости от типа и марки мотоблока, например Кайман Варио, Патриот Урал, Техас, Прораб, Кроссер, Викинг, Форза применяемый двигатель может быть различным:
- Бензиновый 4-тактный двигатель. Этот движок используется для агрегатов, относящихся к легкому и среднему классу устройств.
- Дизельный 4-тактный двигатель. Подобного рода моторы используются на тяжелых и мощных мотоблоках, предназначенных для работы на самых сложных участках поверхности.
Видео: Лучший дизельный мотоблок
Более подробно о работе дизельного мотоблока смотрите на видео:
Безусловно, встречаются в комплектации и 2-тактные моторы, но они используются в довольно старых моделях мотоблока, существенно уступая 4-тактным по силовой тяге. Однако, большинству потребителей достаются именно 4-тактные двигатели, работающие на бензине. В их устройство входят следующие системы:
- Система, отвечающая за подачу горючего. Состоит из бака с горючим, карбюратора, воздушного фильтра и шланга для топлива.
- Смазочная система, осуществляющая процесс смазывания тех деталей, которые трутся между собой.
- Стартер, обеспечивающий раскрутку коленвала.
- Охлаждающая система, которая уводит тепло от блока цилиндра мотора при помощи воздушного потока.
- Система зажигания, которая производит искру на свече зажигания.
- Газораспределительная система, которая обеспечивает поступление топливовоздушной смеси в цилиндр мотора, а также отвечает за выход отработанных газов.
Важно то, что двигатель продается уже со всеми основными рабочими системами, что существенно облегчает процесс самодельного изготовления мотоблока.
Трансмиссия
Основной функцией трансмиссии является передача крутящего момента от мотора к колесной базе, а также регулирование скоростей и смену движения агрегата. В её конструкцию входит несколько рабочих узлов: редуктора, сцепления, коробки передач и дифференциала (есть не во всех моделях).
Трансмиссия может быть нескольких типов:
- Шестеренчатая.
- Ременная.
- Цепная.
- Комбинированная.
В основном, классический тип шестеренчатой трансмиссии используется на тяжелых мотоблоках, а состоит он из конических и цилиндрических шестерен.
Остальные типы трансмиссии используются в легких и средних типах мотоблоков. При этом, вне зависимости от типа трансмиссии, в конструкции находится ВОМ – вал отбора мощности, который передает крутящий момент к рабочим узлам агрегата.
Что касается сцепления, то оно может быть различным:
- В виде клиноременной передачи. Суть процесса состоит в рычаге сцепления, которая натягивает или ослабляет ремень, чем передает, либо прекращает передачу крутящего момента от мотора к редуктору.
- Однодисковое или многодисковое сцепления сухого или мокрого типа.
- Коническая муфта.
В большинстве качественных мотоблоков Садко, Дон, Хутер, Профи, Пахарь, Чемпион, Карвер используется второй тип сцепления, который отличается наибольшей надежностью.
Ходовая часть
Ходовая часть включает в себя не только непосредственно саму колесную базу, но и рамную конструкцию, к которой эти колеса крепятся, и где располагаются основные рабочие узлы мотоблока.
В более современных моделях мотоблока предусмотрено изменение расстояния между парой колес, что позволяет регулировать размер колеи мотоблока.
На сегодняшний день, различают два вида колес – пневматические и металлические с грунтозацепами.
Основные элементы управления
Управление мотоблоком находится на рукоятке агрегата, отвечая за изменение скорости и направления движения устройства. Среди элементов управления находятся:
- Рычаги, руль и переключатели скоростей.
- Управление сцеплением.
- Рычаг или кнопка остановки двигателя.
- Подачи газа и т.д.
В конструкции мотоблока отсутствует сиденье для человека (как и в мотоблоке Салют), поэтому само управление производится человеком собственноручно.
Картофелекопалка к мотоблоку своими руками
Эта разновидность навесного оборудования значительно облегчает процесс уборки урожая картофеля, а также других клубневых культур.
Основными конструктивными элементами картофелекопалки являются:
- сварная рама ;
- лемех ;
- редакционного узла;
- барабана-очистителя.
Лемех — подвижная часть картофелекопалки — изготавливается из стальных прутьев и одной или нескольких заострённых стальных пластин. Острые кромки и концы конструктивных элементов лемеха затупляются так, чтобы предотвратить повреждение клубней картофеля.
Для изготовления сварной рамы необходимы металлический уголок размером около 60х40 мм, профилированная труба и отрезок швеллера №8. Размеры, а также вес рамы, который зависит от веса используемых материалов и особенностей принятого конструктивного решения, должны соответствовать габаритам и мощности мотоблока.
Редакционный узел — главный элемент картофелекопалки. Для его изготовления понадобится два металлических цилиндра, которые будут выполнять роль стаканов для соединительных втулок – с помощью такой конструкции обеспечивается взаимодействие ведущего и ведомого валов. Далее из металлической трубы диаметром 25 мм необходимо сделать ступицы, к которым привариваются передаточные звёздочки. Последние с помощью шпонок призматической формы насаживаются на втулки.
Самая сложная часть картофелекопалки — барабан-очиститель. Его конструкция включает пару роликовых цепей по 94 звена каждая, которые одеваются на специальные стержни. Этот элемент, получивший название «беличье колесо», закрепляется на двух фиксированных осях, что обеспечивает его подвижность при вращении. Таким образом усилием вала двигателя лемех картофелекопалки, прикреплённый к подвижному кожуху, будет менять угол наклона, совершая в процессе движения мотоблока копательные движения.
Картофелекопалка для мотоблока
Картофелекопалки различного типа пользуются огромной популярностью среди фермеров. Эти устройства избавляют людей от тяжелого ручного труда, ускоряя в несколько раз процесс уборки урожая. Копалка для мотоблока имеет очень простую конструкцию. Изготовить ее можно из металла, который остается после строительства и ремонта дома.
Для работы потребуется:
- болгарка;
- сварочный аппарат;
- электродрель;
- тяжелый молоток;
- наковальня;
- профильная стальная труба 20х40 мм;
- арматура 12 мм;
- жесть (лучше нержавеющая);
- штыковая лопата без черенка.
Приставка к мотоблоку делается в подвесном или прицепном (модульном) исполнении. Подвесной инструмент только выкапывает клубни, оставляя их лежать на поверхности для последующей ручной сборки. Картофелекопалка модульного типа не только извлекает урожай из земли, но и собирает его в мобильную емкость на шасси.
Изготовление копалки проводится в такой последовательности:
- Составление чертежа. Ширина копалки должна быть в пределах 25-30 см. Угол атаки острия берется перпендикулярным сошнику, чтобы инструмент не зарывался в грунт.
- Арматура нарезается на фрагменты заданной длины. С помощью молотка и наковальни им придается требуемый изгиб.
- Из профильной трубы и жести собирается контейнер для клубней. К раме контейнера приваривается шасси или полозья. Полозья делаются из труб, а шасси берется от старой коляски, тележки или газонокосилки.
- К лопате привариваются держатель и прутья арматуры. К держателю приваривается дышло, которое закрепляется на сборочном контейнере. Соединения делаются подвижными на болтах или шарнирах.
- Зачищается ржавчина и наплывы от сварки. Готовое изделие обрабатывается средством против коррозии и покрывается краской.
Регулировка и настройка копалки проводится с помощью стоек и стальных стяжек.
В комплекте к копалке можно сразу изготовить дисковый окучник. Этот инструмент понадобится при посадке клубней после их заглубления в траншею, проделанную плугом. Изготавливаются окучники из старых крышек от кастрюль, профильной трубы и болтов. Из труб и небольших колес собирается тележка, на которую под определенным наклоном привариваются держатели для крышек. После заточки на камне диски устанавливаются на держатели.
Зимнее навесное оборудование — насадки для уборки снега
Главной функцией мотоблока является вспахивание почвы и обработка грунта от сорняков. В большинстве случаев мотоблок Нева используется в весенне-осенний период.
Однако в зимний период вы сможете использовать мотоблок с применением снегоуборочного оборудования. Вы можете использовать три варианта приборов – навес для уборки снега с имитацией снегоуборочной машины, отвальную лопату и роторную щетку для мотоблока. Сколько стоит оборудование – можно уточнить на официальном сайте производителя.
Снегоуборщик к мотоблоку Нева
Зимой перед многими дачниками встает непростой период уборки снега, когда необходимо убирать большие сугробы, мешающие передвижению автомобильного транспорта и проходу по хозяйственному двору.
На сегодняшний день снегоочистительная насадка оперативно и эффективно избавит вас от снега во дворе. Навесное орудие в виде снегоуборщика для оборудования Нева зарекомендовало себя в качестве надежного и практичного оборудования.
Снегоуборочная система являет собой специальный навесной прибор весом 33 кг и прикрепляется на крепления спереди мотоблока Нева. Устройство состоит из цельносварного металлического корпуса с основным рабочим элементов в виде шнековой насадки. Также элементами системы являются блок управления и устройство для сцепки.
К мотоблочной системе Нева подходит навес для уборки снега СМБ-1, который поможет убрать полосы снега шириной до 64 см. Его преимуществами является возможность уборки залежалых снежных сугробов высотой до 25 см и отброса его на расстояние 3-5 м.
Роторный снегоуборщик к мотоблоку приводится в действие приводным шкивом посредством ремней. Отброс снега осуществляется через трубу в сторону от направления движения прибора благодаря вращению шнеков, которые приводятся в действие мотором.
Роторная щетка
Роторная щетка для мотоблока Нева применяется специально для уборки пыли, грязи и мягкого снега на дачных участках. Данная навеска позволяет повысить эффективность труда, оперативно и качественно убрать территорию приусадебного участка. Ширина щетки составляет 88 см, благодаря чему обеспечивается быстрая уборка значительной площади.
Такое оборудование предназначено для тонкого слоя снега, не успевшего покрыться коркой льда. Роторная щетка справляется с наметенным свежим снегом на ровных участках территории. Щетка поворачивается на угол до 25° и весит 50 кг, что позволяет легко маневрировать по территории участка.
С роторной щеткой можно убрать территорию площадью до 2200 кв.м в час.
Лопата-отвал
Лопата-отвал применяется в качестве насадки на мотоблок Нева с целью уборки залежалого снега трехдневной давности, который успел покрыться коркой льда. Лопата обладает возможностью захватить ширину снега до 1 м за один раз и оперативно убрать весь слой снега.
Вест такого устройства всего 13 кг, что позволяет маневрировать и убирать снег даже на неровных площадях и в труднодоступных углах территории. Лопата предназначена для работы с небольшой глубиной снега и может качественно выравнивать поверхность почвы после уборки снежного покрытия.
Самоделки к мотоблоку Нева
Навесное и прицепное оборудование существенно расширяет функционал мотоблоков. Некоторое оборудование идет в комплекте, например, фрезы, но остальное необходимо покупать. Если приобретать весь арсенал дополнительных устройств на мотоблок Нева, то это будет слишком дорого, поэтому так востребованы самоделки и изобретения из подручных средств.
Какие приспособы для мотоблока можно изготовить в домашних условиях?
- Грабли
- Окучники
- Плуг
- Сеялка
- Фрезы
- Лопата
- Адаптеры, тележки
- Косилки
О том, как сделать эти устройства есть подробные статьи и видео в Интернете. Также важным улучшением для мотоблока является глушитель. Он идет в заводской комплектации как часть выхлопной системы, но не всегда справляется с подавлением шума. Сделать тихий глушитель можно по этой схеме:
Простейшие насадки для мотокультиватора
Простейшие приспособления для мотоблока представляют собой плуги, окучиватели, фрезы и др. Большинство конструкций являются однорядными. Выпускаются и более тяжелые виды мотоблоков, включая многорядные.
Насадки позволяют разнообразить возможности мотоблока
Выпускаемое оборудование к мотоблоку позволяет увеличить колесную базу и повысить устойчивость сцепок, дающих возможность установить плуг либо ножевой окучник. Применение бороны либо граблей небольших размеров, которые укреплены на мотоблок «Ока», «Луч» или «Нева», позволяет выполнять работы со скошенными культурами, их остатками в грунте. Обязательными приспособлениями являются грунтозацепы, устанавливаемые на мотокультиваторы. С помощью них можно выполнять сложные виды работ: вспашку либо фрезерование грунта.
Среди новых моделей, используемых для мотоблоков, выделяются картофелесажалки, сеялки, оборудование для уборки снега, урожая. Механизация позволяет проводить посевы в нужное время. К примеру, приспособления для мотокультиваторов позволяют высевать мелкие семена и зерновые культуры.
С помощью картофелесажалок КС-1 массой более 40 кг можно за 1–1,5 часа высадить около 100–120 кг посевов картофеля. Загрузка семенного материала производится в бункер, а затем осуществляется его подача с помощью цепного привода сажалки. Перед тем как применять оборудование навесное для мотоблоков, требуется заранее выполнять культивацию и нарезку борозд в земле.
На мотоблок можно установить оборудование, позволяющее выкапывать и собирать картофель. Клубни могут быть вырыты из земли с помощью плуга. Лучше всего применять более универсальные виды навесных приспособлений и оборудование к ним, позволяющие собирать урожай частично.
Усовершенствование ходовой части
Первое, над чем задумываются пользователи мотоблока — это над тем, как сделать к нему тележку с сиденьем. Пользование техникой в штатном режиме с использованием рычагов предполагает приложение больших физических усилий. Однако применение прицепа снижает устойчивость транспортного средства. Устранить эту проблему можно путем расширения колесной базы. Делается это с помощью удлинителей, которые крепятся к полуоси штифтами или болтами. Решив задачу с устойчивостью, оператор сталкивается с другим вопросом: агрегат плохо управляется. Дифференциал для мотоблока помогает придать ему хорошую маневренность. Делается это приспособление по аналогии с узлами легковых автомобилей. Самодельные разблокираторы для мотоблока изготавливаются с помощью обычных бытовых инструментов — болгарки, сварки и точильного станка.
Небольшой вес мотоблока является причиной плохого сцепления колес с грунтом. Пробуксовка является частым явлением при поднятии целины, работе на сыром грунте или движении по снегу. Чтобы избежать проскальзывания, к мотоблокам прикрепляются утяжелители.
Эти устройства подразделяются на такие категории:
- Колесные. Представляют собой диски, которые крепятся на колеса или ступицы. Диски делают монолитными из металла, бетона или полыми, заполняемыми песком. Вес колесных утяжелителей может составлять 30-70 кг.
- Внешние. Изготавливаются из любого тяжелого материала (сталь, свинец, бетон). Прикрепляются к корпусу с помощью крюков или болтов. Некоторые умельцы приваривают к корпусу каркас из уголка. В него укладывают мешки с песком, кирпичи, лом металла и другие тяжелые предметы.
Улучшить проходимость мотоблока можно путем установки грунтозацепов. Самый простой способ изготовления грунтозацепов заключается в том, что нужно сделать обод из полосы металла и наварить на него лопасти. Диаметр обода должен быть больше колесных дисков и меньше, чем у покрышек. Насаживание обода проводится при спущенных шинах. После того как грунтозацеп будет установлен, проводится накачивание колеса.
Усовершенствовать трансмиссию можно, установив на двигатель самодельный вариатор. Система ремней и дисков позволит плавно менять скорость движения агрегата, без рывков и вибрации.
Технические характеристики
У сцепок «Зирка» в укороченном варианте высота внутренней втулки или диаметр отверстия составляет от 2 до 9,4 сантиметра. При этом вес конструкции 4,6 килограмма. Размер рамной планки 315 мм.
Отличает такое изделие угол регулировки и наличие поворотного механизма, благодаря которому плуг, независимо от условий, строго горизонтально обрабатывает почву, даже если мотоблок смещается. Сцепка широко применяется при необходимости корректирования работы навесного оборудования или когда перепахивается неровная поверхность.
Есть на рынке удлиненный вариант описываемой модели. Вес конструкции увеличился до 7,5 кг, внутренний диаметр 210 мм, а втулка имеет высоту 94 мм. Габариты рамной планки также больше — 520 мм.
В конструкции использовался зажим поворотного типа. Плуг идет всегда под прямым углом и все благодаря болтовому соединению, при этом положение техники не играет роли.
На универсальных сцепках также присутствует болтовой зажим, но они крепятся к технике посредством специального переходника. Ширина может достигать 0,9 метра, максимальный вес 6,6 кг.
Если рассматривать тройную модель, то она устанавливается на мотоблок с помощью фронтальной части на поворотном узле. Покупается эта часть отдельно, поскольку ни с одним мотоблоком не поставляется. Ширина, которой обладает описываемая сцепка — 900 мм. У монтажной пластины ширина 80 мм, а длина 120 мм. Вес конструкции 7.3 кг.
Создаем окучник для мотоблока своими руками
Вполне логично, что владельцы мотоблоков хотят расширить спектр выполняемых машиной задач с помощью окучника. Вот только некоторые не изъявляют особого желания тратить на это средства, пытаясь создать самодельные приспособления. Как ни странно, но это у них отлично получается!
Стоит отметить, что без элементарного слесарного оборудования здесь не обойтись.
Для дальнейших манипуляций необходимы:
- Аппарат для сварки (дуговой);
- Электрическое точило;
- Газовая горелка;
- Тиски;
- Болгарка. Желательно, чтобы устройство было средней мощности и имело в наборе обдирочные и отрезные диски;
- Дрель и сверла;
- Напильники;
- Слесарный верстак.
Окучник с фиксированным и регулируемым углом (листерный)
Мы уже поминали этот тип ранее, а сейчас рассмотрим чертежи, позволяющие собрать указанную деталь самостоятельно.
Фиксированный тип относится к классу наиболее легкосоздаваемых окучников. Основание получается с помощью стального листа, толщина которого не меньше 3 мм. Для его формирования должны использоваться только качественные материалы, ведь этому узлу приходится первому встречать сопротивление грунта. Для создания кронштейна следует пустить в ход четырехмиллиметровую стальную полосу
Важно после процесса отформировки произвести закаливание детали. В качестве полевой доски можно использовать лист рессоры
Вот только для начала металл следует «отпустить» и закалить. Для стойки важно выбрать полоски толщиной не меньше 8 мм. Сварка осуществляется в несколько проходов, с каждой стороны стыка. Создать крылья можно из более тонких листов (2 мм)
Нужно уделить особое внимание размерности иначе состыковка основания с крыльями может потерпеть неудачу. Для изгибания крыльев можно использовать практически любой шаблон, даже трубу из стали подходящего диаметра
Благодаря вогнутой геометрии и сварным швам повышается жесткость конструкции. Что касается двухрядной модели, то ее схема практически аналогичная. Следует воспользоваться представленными ниже чертежами и повысить скорость обработки самих деталей.
Окучники сумели стать неотъемлемой частью жизни многих землевладельцев, ведь если раньше процедуры рыхления почвы и ее подкидывание к корням проводили вручную, то сегодня они выполняются с минимальными физическими и временными затратами.
Что можно сделать из мотоблока
Использование специализированного оборудование позволяет решать широкий круг задач. Однако некоторые владельцы желают получить еще больше функций от мотоблока.
Самоделкины постоянно что-то изобретают и показывают, что можно сделать из мотоблока. Модернизированные адаптеры превращаются в мини-тракторы, также можно создать снегоход, болотоход, квадроцикл. Заменив колеса гусеничным ходом, получится мотобуксировщик.
Эти и многие другие удивительные самоделки, способы их создания, чертежи и прочее, доступны по ссылке:
Как установить окучник на мотоблок?
Поскольку в последнее время агрономами все чаще используется именно двухрядный окучник, следует рассмотреть специфику установки навески именно указанного плана. Зачастую фиксация происходит посредством эксплуатации особых сцепок СВ-2 и СВ-1/1. Обязательным условием для проведения грамотного монтажа является наличие грунтозацепов, диаметр которых не должен быть ниже 600 мм. В противном случае избежать сдавливания редуктором картофельной ботвы не удастся.
Важно правильно направить окучиватель, ведь получить необходимый результат удастся только при его ориентации параллельно поверхности грунта. Сделать это можно просто, всего лишь отрегулировав несколько болтов на кронштейне
В процессе следует уделить особое внимание подбору ширины борозды и глубине погружения в землю, ведь после проведения обработки гребни должны быть на одном уровне. Эта глубина регулируется несколькими методами:
- Мастер должен руководствоваться высотой крепежных отверстий;
- Наличие винтовой регулировки (у регулируемых объектов) позволит во время поворота рукоятки изменить угол между рамой насадки и самым агрегатом.
Чтобы настроить ширину борозд, следует воспользоваться скобами скрепления рамы (сдвинуть или раздвинуть их). Можно также следовать указаниям, описанным на следующих видео:
Навесное оборудование для мотоблока своими руками
Конструкция оборудования, как правило, простая, и обладая опытом в работе с металлом, имея в домашней мастерской сварочный и режущий инструмент, вы можете сами изготовить плуг, окучник, грунтозацепы, другие механизмы.
Борона для мотоблока
При проходе бороны почва дольше сохраняет влагу, выравнивается поверхность грунта, разрушаются почвенная корка и крупные комки, уничтожаются сорные растения.
Борона на мотоблок
Основа устройства собирается при помощи сварки из стальных полос, заточенные зубья из металлического прутка крепятся к основе резьбовым соединением.
Картофелекопалка к мотоблоку
Механизирует ручной труд при копке корнеплодов. При обработке ряда поднимает клубни на поверхность почвы. Сбор урожая в ручном режиме.
Картофелекопалка на мотоблок
Отвальная лопата для мотоблока
Для изготовления отвала использована двухсотлитровая бочка, разрезанная на три части. Два сегмента вкладываются один в один и соединяются сваркой.
Отвал на мотоблок
Для увеличения жёсткости изделия и установки узла крепления вдоль отвала приваривается металлический квадратный профиль. Режущий нож из стали крепится болтами на кромке сегмента – допускает замену и затачивание.
Устройство крепления к раме мотоблока показано на фото.
Крепление отвальной лопаты
Самодельный погрузчик из мотоблока
Погрузчик из мотоблока – нужная в хозяйстве вещь. Покупать готовый погрузчик – очень дорого, это необходимо только при наличии постоянных работ с перевозкой грузов, расчисткой местности и т.д. В основном погрузчики в домашнем хозяйстве используются для уборки снега и перевозки различных грузов, поэтому дешевле и рациональнее будет сделать погрузчик своими руками.
Умельцы постоянно придумывают новые версии этого оборудования, так что существует множество модификаций, среди которых найдется подходящий вариант для каждого. Погрузчик можно собрать из специальных деталей, а можно использовать то, что у многих лежит в гаражах. Подойдут детали от старых авто и мотоциклов.
Мотоблок необходимо снабдить мощным двигателем. Чем тяжелее грузы, тем мощнее должна быть техника. Даже мотоблоки с моторами мощностью 15 л.с. поднимают не больше 250 кг. Обязательно наличие противовеса.
За основу можно взять чертежи мини-трактора переломки. Рама изготавливается из швеллера, узел перелома – кулак от ВАЗ, рулевая колонка и укороченные мосты от любого автомобиля, гидрораспределитель P40, ковш может быть сделан самостоятельно, а можно использовать готовый.