Дорогие читатели! Культурные ценности всегда вызвали восхищение всех народов. Скажите, а вы знаете, что существуют скульптуры, которые были сделаны не одно десятилетие назад и до сих пор вызывают множество вопросов к их авторам. Шедевры некоторых мастеров приводят в недоумение, прибавляя загадки к каждому элементу статуй.
Знаете как выглядят самые известные скульптуры мира сегодня? Я расскажу вам о самых удивительных работах всех времен. Для каждого человека независимости от места проживания, очень важно знать великих скульпторов, без которых невозможно представить культурный мир.
Характеристика
Скульптура — вид изобразительного искусства, в котором художники создают объемные фигуры. В работе они используют твердые или пластические материалы. Мастера изображают людей, животных, растения и другие предметы окружающего мира. Часто скульптура пересекается с архитектурой, потому что оба направления в искусстве связаны с объемом и пространством.
Место дуэли М. Ю. Лермонтова
Главная задача — создание реалистичного или идеализированного образа человека. Животные и другие предметы природы занимают второстепенное место в их композициях.
Статуя Святого Георгия в Орсанмикеле, Флоренция Донателло
По своему содержанию и функциям выделяют следующие виды скульптур:
- Монументально-декоративная. Отличается ярко выраженным общественным характером, ее размещают в людных местах — на площадях, в парках, на фасадах зданий. Главная функция — дополнение архитектуры, придание ей большей выразительности, украшение общественных мест. Монументально-декоративная форма проявляется в виде городских памятников, монументов и мемориалов. Обычно их создание приурочено к значимой дате или для прославления известного человека.
- Станковая. Не так тесно связана с архитектурой, как монументально-декоративная форма. Ее можно увидеть в выставочных залах, в интерьерах жилых помещений. Основная функция станковых объектов — раскрытие внутреннего мира человека.
- Скульптура малых форм. Перекликается с декоративно-прикладным искусством, потому что она украшает интерьер жилых помещений. Главное отличие от предыдущей — ее производство можно организовать в промышленном масштабе. Станковая форма носит более интимный характер. В этой группе выделяют два направления — массовое производство и искусство создания единичных экземпляров.
Памятник Минину (слева) и Пожарскому (справа)
Главные отличительные особенности скульптуры:
- телесность;
- материальность;
- лаконизм;
- универсальность.
Святой Иоанн Креститель Донателло
Первые две характеристики связаны с тем, что человек может тактильно почувствовать объем. Но высшим мастерством считается умение создать эффект «зрительного осязания». Человек может визуально почувствовать объем благодаря соотношению глубины и выпуклости поверхности. Материальность скульптуры проявляется в конкретности результата. Он приобретает форму и становится осязаемым носителем художественной идеи.
Портик храма Эрехтейон
Лаконичность обусловлена тем, что скульптура почти лишена сюжетности. Легкость ее восприятия — иллюзорная. Мастер выражает абстрактные идеи в конкретном осязаемом объекте.
Восставший раб Микеланджело
Скульптуру используют для:
- украшения общественных мест и интерьеров жилых помещений;
- дополнения к архитектуре, чтобы усилить ее художественную выразительность;
- прославление исторического деятеля или события.
Конная статуя Гаттамелаты Донателло
Скульптура — это искусство преображения пространства с помощью объема. В разные времена у мастеров было свое понимание о соотношении глубины и пространства. Ваятели, как еще называли скульпторов, создавали памятники в соответствии с общепринятыми канонами прекрасного.
Красивые, но хрупкие
Используя гипс, клей ПВА, влагостойкий клей и акриловые краски, можно сотворить гипсовые скульптуры. Стоит только помнить, что гипс очень быстро застывает, поэтому все необходимое для работы нужно приготовить заранее.
За основу можно взять любую старую детскую игрушку. Из большой куклы, отслужившей свой век, можно создать скульптуру человека.
Следует в несколько слоев намазать на основу гипсовый раствор, дать хорошо высохнуть и потом раскрасить по своему желанию.
Классификация скульптур
Этот вид искусства настолько входит в обыденную жизнь, что человек перестает замечать его. Все это говорит о многообразии скульптуры. С помощью выразительных средств и материалов мастер может создать величественный монумент или маленькую композицию. Но скульптура различается по видам и жанрам.
Триумфальная арка. Париж
По признаку трехмерного объема выделяют:
- круглую;
- рельеф.
Надгробная стела Гегесо
Круглые изваяния располагают на свободном пространстве, чтобы их можно было рассмотреть из любой точки. Поэтому удается воспринимать скульптуру каждый раз по-другому, что увеличивает ее эстетическую ценность. Есть четыре разновидности круглой пластики:
- монументальная;
- монументально-декоративная;
- станковая;
- малые формы.
Триумфальная арка Константина
Монументальные памятники — масштабные объекты, поражающие размахом художественной идеи. Они могут стать украшением ландшафта, площади или частью архитектурного ансамбля. Для их создания обычно используют металл или гранит. Выделяют несколько подвидов подобной скульптуры:
- Монументальная статуя — объект нужно рассматривать с дальнего расстояния. Поэтому его размещают на возвышении или на главной площади (е.в. вучетич и н.в. никитин «родина-мать», фредерик огюст бартольди «статуя свободы»).
- Монумент — памятник, приуроченный к важной исторической дате или посвященный известной личности, размещенный на постаменте (этьен морис фальконе «медный всадник», иван мартос «памятники минину и пожарскому»).
- Стела — вертикальная плита, на которой выбита надпись или выпуклый рисунок («стела гегесо из керамика»).
- Триумфальная арка — ее возведение приурочено к военной победе и другим значимым событиям («триумфальная арка в париже», «триумфальная арка константина»);
- Обелиск — столб с 4 гранями, с вершиной напоминающей пирамиду («долгоруковский обелиск в симферополе», «обелиск на месте дуэли м.ю. лермонтова»).
- Ростральная колонна — архитектурный объект со скульптурными изображениями носовой части корабля.
- Статуя — произведение искусства, представленное одно или многофигурной композицией (эдвард эриксен «русалочка», огюст роден «мыслитель»).
Долгоруковский обелиск
Монументально-декоративная скульптура может быть элементов архитектурного оформления. Объекты становятся украшением ландшафта и зданий. Есть несколько видов такой скульптуры:
- атлант — колонна в виде мужской фигуры, поддерживающей балконы и карнизы (А.И. Теребенев, «Атланты портика здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге», Л. Маттиелли «Атлант вестибюля Верхнего Бельведера в Вене»);
- канефора — скульптурное изображение женщины с корзиной на голове. Чаще всего выполняет функцию колонн («Портик храма Эрехтейон»);
- консоль — художественный объект, подпирающий выступ здания (консоли с изображениями слонов в Мадриде);
- протома — изображение человеческой головы или животного («Иберская протома барана»);
- акротерий — фигура, украшающая углы фронтона (акротерии на Афинской академии);
- бига — колесница, украшающая арку или здание;
- десюдепорт — украшение входной группы, напоминающее панно, и являющееся частью общего архитектурного оформления (Ф.Б. Растрелли, «Десюдепорт в зале Большого Екатерининского дворца»);
- капитель — украшение верха колонны или пилястра;
- маскарон — рельефное изображение маски или головы;
- парус — лепнина, расположенная на вершине свода;
- пилястр — выступ стены, условное изображение колонны;
- портал — декоративная входная арка;
- розетка — скульптурный орнаментальный мотив, напоминающий распустившийся цветок;
- фриз — декоративная полоса, украшающая часть архитектурного сооружения;
- фронтон — скульптурная композиция на треугольном фасаде, портике.
1 / 7
Станковое направление рассчитано на восприятие вблизи. Чаще всего объект делают в натуральную величину. Станковая скульптура отличается психологизмом, символизмом и метафоричностью. Существуют следующие ее разновидности:
- бюст — изображение человека по плечи, грудь или пояс (бюст Нефертити, Джан Лоренцо Бернини «Портрет Людовика XIV»);
- скульптурная группа — несколько людей, объединенных общим сюжетом (Огюст Роден «Граждане Кале», греческие ваятели Агесандр, Полидор и Афинодор «Лакоон и его сыновья»);
- статуя — изваяние, изображающее человека, зверей или другие предметы. Объект размещают на постаменте («Венера Милосская», Микеланджело «Давид»);
- торс — Может быть обломком античной статуи или отдельной композицией.
1 / 3
Скульптура малых форм — небольшие фигуры и группы, украшающие интерьер:
- настольные портреты;
- игрушки;
- статуэтки в определенном жанре.
Другая большая группа — рельеф, который рассчитан на фронтальное восприятие. Может быть отдельным объектом или элемент архитектурного оформления. Мастера изображали мифологические сюжеты, пейзажи, людей. Рельеф дает скульптору больше возможностей для творчества. Есть несколько типов:
- барельеф — композиция выступает над плоскостью менее чем наполовину. Им украшали стены, постаменты, монеты. В эпоху Возрождения появилась его разновидность — живописный барельеф. Особенность — очертания фигур почти плоские, а фон представлен едва заметным контуром (ассирийский барельеф «Крылатый джинн»);
- горельеф — изображение выступает над плоскостью более чем наполовину объема. Часто фигуры относят к круглой скульптуре (Франсуа Рюд «Марсельеза» на Триумфальной парижской арке);
- контррельеф — очертания уходят вглубь плоскости;
- койланаглиф — разновидность рельефа с вогнутым контуром и выпуклой моделировкой.
1 / 2
Искусствоведы выделяют такие жанры скульптуры — анималистика и фигуратив, который включает следующие направления:
- мифологическое;
- портретное;
- символическое;
- религиозное.
Границы между ними условны, поэтому нередко одну группу относят к нескольким жанрам.
Станковая
Отличается метафорическим значением, символизмом, повествовательностью и глубоким психологизмом. Такие статуи по размеру приближены к натуральному (габаритам объекта-образца) и рассчитаны на восприятие с малого расстояния. Станковыми изваяниями чаще всего украшают домашний интерьер или территорию парков и садов. Существует ряд подтипов такой композиции:
- бюст – оплечное, погрудное или поясное изображение;
- группа – несколько персонажей, связанных общим сюжетом;
- статуя – фигура имеет натуральный размер;
- малые формы – статуэтки, сувениры и коллекционные игрушки для украшения интерьера небольшого размера.
Материалы
От него зависит внешний вид объекта и в какой технике будет работать мастер:
- Камень. Мрамор идеально подходит для создания тонких линий и деталей, плавных переходов. К его недостаткам относят впитывание влаги, что приводит к смене цвета. Гранит — тверже и плотнее, он не разрушается под воздействием влаги. Эта порода подходит для создания четких геометрических форм и линий. Работая с камнем, мастер выбирает технику резьбы.
- Металл. Бронза подходит для создания динамичной композиции, из стали делают монументальные скульптуры. Подобные объекты чаще всего размещают на открытых пространствах. Сначала мастер делает основу, а потом заливает в заготовку металл. Фигура может быть литой полностью или собранной по частям.
- Дерево. Объекты размещают только внутри помещений, потому что они быстро разрушаются на открытом пространстве. Характеристики пород древесины различаются, что позволяет мастеру создавать ажурные орнаменты, четкие линии. Мастер использует технику резьбы и высекания.
- Глина и гипс. Обладают высокой пластичностью, что позволяет сделать любой изгиб. Для создания скульптур из этих материалов мастер работает в техниках лепки и отливания.
Мария Магдалина Антонио Канова
Так же ваятели могут использовать золото, нефрит, кварц, но их редко применяют в современных работах. Из слоновой кости создавали изображения животных и других предметов окружающей среды.
Величественная статуя Золотой Будда
Большое изваяние возвышается более, чем на 2,5 метра. Большие размеры это не главная особенность данной фигуры. Ученых поразило, что эта фигура вылита из золота и имеет цельное основание. Длительное время не вызывала интереса так как считалось что её сделали из гипса.
Когда разгорелась война с «Бирмой» правитель распорядился покрыть произведение искусства гипсом, так как Будда считается самым почитаемым божеством. Так золотое божество простояло не одно десятилетие.
В середине прошлого века, по каким-то причинам скульптуру было решено переместить на другое место. Во время транспортировки начался сильный дождь, Будда упал и от него откололся кусок гипса.
Рабочие заметили, что под покрытие есть еще один слой напоминающий золото. Так обычная гипсовая фигура превратилась в самую дорогостоящую достопримечательность всего мира.
Сюжеты
В портретном жанре автор старается передать характер героя, раскрыть его личностные особенности. Объект бывает статичным или динамичным. Работа может быть посвящена конкретному историческому лицу, изображать определенный момент его жизни. Или это портрет-символ, например, греческая статуя Немезиды — богини возмездия.
Немезида
Скульпторы любили мифологические сюжеты. Это многофигурные группы, барельефы. Особенность таких композиций в том, что каждый участник играет определенную роль, но вместе с тем они взаимодействуют между собой. Примеры подобных сюжетов — работы Джованни Бернини «Похищение Прозерпины» и «Аполлон и Дафна».
Аполлон и Дафна Джованни Лоренцо Бернини
Воплощая исторический образ, мастер старается наделить его личностными чертами, присущими прототипу. Если это композиция, то передать общественные идеи. Обычно такие скульптуры не несут символического значения — ваятели старались точнее воссоздать историческую личность или событие.
Ангел с канделябром Микеланджело
Мастера черпали вдохновение и в религиозных сюжетах. Построение композиции зависит от принципов конкретного вероисповедания. Христианские образы символизируют смирение и всепрощение, буддизма — спокойствие и гармонию, конфуцианство — стойкость и решительность. Примеры — Микеланджело «Ангел», «Великий Будда Камакура».
Великий Будда. Камакура
Главный сюжет бытовых скульптур — изображение людей в обыденной обстановке. Такие композиции становились элементами архитектурно-паркового ансамбля. В современном искусстве мастера создают объекты, посвященные социальным проблемам. Их устанавливают в неожиданных местах, что привлекает к ним больше внимания.
Терракотовая армия Династии Цинь
Это уникальная коллекция, состоящая из нескольких тысяч фигур, была обнаружена в 1974 году при бурении артезианской скважины, обычной группой крестьян. Впоследствии эта находка стала наследием ЮНЕСКО. Искусственные воины, колесницы и лошади производят впечатление величия времени правления первого императора «Цинь».
При масштабных раскопках стало ясно, что данная коллекция была помещена рядом с гробницей великого правителя для его охраны в загробной жизни.
История создания этих удивительных скульптур закончилась очень печально. При создании воинов и других составляющих коллекции были задействованы несколько десятков человек.
Впоследствии их останки были обнаружены вблизи коллекции. Также учеными было выяснено, что вместе с мастерами были заживо захоронены рабочие, и наложницы императора их количество поразило современное общество. При этой мысли кровь в жилах стынет, ведь ради тайны создания данного типа искусства погибло в мучениях более 80 тысяч людей.
Невероятным фактом, над которым ломает голову не один ученый ум, является оружие глиняных воинов. Оказалось, что за несколько тысяч лет оно даже не затупилось и имеет первоначальный вид.
Оказалось, что во время изготовления воинов для оружия применяли хром. О такой технологии узнали только в 20 веке. Как могли мастера того времени знать о новейших технологиях подобного типа.
Считается, что гробница, где были обнаружены эти произведения искусства, является аналогом настоящего захоронения, а настоящая армия с повелителем покоится, где – то в другом месте.
Скорее всего, император опасался, что после смерти над его телом могут глумиться и придумал такой вариант, чтобы покоится и чувствовать себя на том свете спокойно.
Презентация армии периодически проходит с привлечением самых известных умов науки и культуры, чтобы разобраться во всех нюансах этой таинственной находки.
Канон пропорций
Под этим понятием подразумевают идеальное соотношение фигуры человека и других элементов композиции. У разных народов были свои представления об идеальных пропорциях. У египтян — профильный канон, который зависел от размера руки.
1 / 2
В современной скульптуре придерживаются пропорций, выведенных Леонардо да Винчи в конце XV века. Модель должна быть гармонично сложена, а основная мера канона находится в голове.
Венера Италийская Антонио Канова
Если рассчитывать по высоте, то это восьмая часть от всего тела, а лицо — десятая. Находясь в положении стоя, человек вытягивает руки. Получается правильный квадрат с линиями, проведенными через кончики пальцев. Горизонтальные проходят над головой и под ногами, а диагонали — через центр.
Персей с головой Медузы Антонио Канова
При их проведении через центральную точку получаются симметричные половины. Каждую делят еще на две равные части, рисуя параллельные линии через середину груди и колени. Голову делят на четыре симметричные доли.
Ника Самофракийская
Красивая и полная выражения скульптура была найдена на острове Самотраки в 19 веке и обрела огромную популярность среди ценителей искусства. Была воздвигнута над островом в честь богини Ники, которая помогла жителям Родоса победить сирийского царя.
Она украшала остров, возвышаясь над морем указывая путь кораблям. Впоследствии был найден только главный фрагмент богини. Находится сейчас в Лувре без головы и рук, что притягивает взгляды даже впервые посещающих музей людей.
Этапы создания скульптуры
Сначала мастер должен выбрать материал и в какой технике будет работать, определиться с видом объекта. Если это монументальная или монументально-декоративная, то как скульптура будет сочетаться с архитектурным оформлением. Все мастера придерживаются одной технологии:
- Разработка эскиза. Необходима для понимания общего вида композиции и вычисления правильных пропорций. Его делают в графике или с помощью компьютерной программы.
- Создание рабочей модели в нужном масштабе. Она понадобится, чтобы создать формы для художественного литья. Рабочую модель делают из глины или пластилина. На каркас мастер лепит глину. После этого он приступает к детальной проработке всех частей скульптуры.
- Снятие формы с рабочей модели для заготовки. При изготовлении скульптур почти всегда используют технику художественного литья. Ее особенности будут зависеть от выбранного мастером материала.
- Художественная обработка объекта, в которую входит шлифование, чеканка, патинирование.
- Изготовление постамента.
- Установка объекта на возвышение.
Венера и Адонис Антонио Канова
В процессе работы скульптор должен проконсультироваться с заказчиком, чтобы результат соответствовал его ожиданиям. Если мастер работает по своей инициативе, то ему следует четко сформулировать идею, чтобы в процессе не пришлось вносить существенные корректировки.
Писающий мальчик
Многие считают этот монумент издевательством над культурным наследием Брюсселя. На самом деле жители Брюсселя очень почитают данную статую как символ победы над врагами.
Существует масса легенд, откуда появился этот мальчик. Каждая из легенд все же сводится к одному что мастер, таким образом, отдал честь ребенку который спас целое государство от гибели.
Первый миф был основан на исторических данных. Так во время войны, Готфрид III подвесил люльку с младенцем на дереве, чтобы придать храбрости воинам, сражавшимся за монархию.
По приданию ребенок стал писать на защищающих город воинов. В честь этого события неизвестный мастер создал необычный символ веры и надежды.
Вторая легенда, также основанная на военных действиях. Когда неприятель был у стен города и поджог боеприпасы у стены обычный мальчик с помощью струи смог затушить пылающие боеприпасы.
Конечно, первый миф является более правдоподобным и скорее всего, является правдой. Конечно, многие страны обвиняют Брюссель в ложных сведениях о скульптуре и придуманном наследии.
История развития скульптуры
Еще в древние времена человек занимался не только наскальной живописью, но и пластичным искусством. Для этого он использовал подручные материалы — камень, дерево. Позднее появляется гравюра: человек вырезает изображения на костях животных.
Глина тоже была распространенным материалом. Одни из ранних скульптур были найдены при раскопках в Египте, Китае, Индии и Ближнем Востоке. В этих государствах были созданы печи для обжига керамических изделий около 4 тыс. лет назад. Важным достижением в развитии пластического искусства стала возможность обработки металла.
Венера из Холе-Фельс
В Древней Греции скульптура получила широкое распространение. Античные ваятели искали лучшее выражение красоты человеческого тела. В эпоху эллинизма появилась тенденция утрирования движения и эмоциональности.
Период этрусской скульптуры длился с IX до н.э. по I до н.э. Основой послужили творения древнегреческих мастеров. Но этруски добавили свои отличительные черты. Наиболее распространенной темой их композиций был загробный мир. Римская скульптура сформировалась под влиянием древнегреческой и этрусской культур.
Одним из древнейших изваяний времен палеолита является Венера из Холе-Фельс. К этой же группе можно отнести фигуру Человекольва, 32 или 40 тыс.лет. до н.э., и Венеру Виллендорфскую, 25 тыс.лет до н.э.
В романский период скульптура (XI-XIII) тесно переплетается с архитектурой. Самым популярным материалом была древесина. В готическую эпоху мастера черпают вдохновение в религии. Поэтому многие скульптуры делают по заказу священнослужителей для украшения соборов и храмов.
Человеколев
Расцветом пластического искусства считают эпоху Возрождения. Ваятели находили вдохновение в работах античных мастеров. Они прославляли идеалы красоты и романтизма. Характерной чертой этого периода является то, что скульптура была отделена от архитектуры. Мастера стали демонстрировать драматическую выразительность. Было создано много статуй на мифологическую и религиозную тему. Гениями скульптуры эпохи Возрождения считаются Донателло и Микеланджело.
В XIX веке средства массовой информации стали оказывать больше влияния на развитие пластического искусства. Появились новые направления — авангард, футуризм, кубизм. Мастера стали выражать в своих работах революционные идеи. А для их создания использовали новые материалы — бетон, железо, пластик.
С 1970-х годов на первый план выходят такие движения как минимализм, концептуализм, перфоманс, гиперреализм. Теперь мастера стараются привлечь внимание публики к социальным проблемам, и ставят на главное место выражение своей индивидуальности.
Статуя Христа-Искупителя
Масштабная скульптура возвышается над Рио-де-Жанейро на 800 метровой высоте. Эта уникальная работа привлекает большое количество туристов. Первая мысль построить 38 метровое изваяние Христа возникла за 100 лет до её первого камня.
В 1921 году правительство вспомнило о задуманной идее, и было решено, незамедлительно приступить к работе, только денег из казны для этого не последовало.
Чтобы продвинуться хотя бы на один шаг стали экстренно собирать деньги с горожан кто, сколько сможет пожертвовать. За одну неделю собрали большое количество более 2000000 реал.
Строительство затянулось на десятилетие, и только в 1931 году известная всему миру скульптура была открыта и вошла в семь чудес света.
Теперь Иисус с распростертыми руками охватывает весь город и защищает его от невзгод. Так гласит местная легенда. Этим символом христианства очень дорожат, что доказывает силу веры бразильцев.
Скульптура в России
До правления Петра I пластическое искусство служило только религиозным целям. Согласно канонам православной церкви, изображение обнаженного человеческого тела было недопустимо. Поэтому на Древней Руси этот вид искусства был не так распространен.
Развитие скульптуры началось в период правления Петра I и Анны Иоановны. Главным мастером этой эпохи был К.Б. Растрелли, чьи работы стали украшением Санкт-Петербурга. Расцвет скульптурного искусства пришелся на XVIII век. При Екатерине II была основана Академия, где обучали будущих мастеров под руководством Н.Ф. Жилле, выписанным из Парижа.
Бронзовый бюст Петра I К.Б. Растрелли
Но отличительных черт у русской скульптуры не было. Несмотря на ряд одаренных мастеров, искусство развивалось под влиянием западных течений. В этот период было создано много работ, достойных называться мировыми шедеврами. Среди наиболее талантливых скульпторов в период царствования Екатерины Великой можно выделить Ф.И. Шубина, Ф.Г. Гордеева, М.И. Козловского.
Во времена СССР пластическое искусство было отражением революционных идей. Главной целью стало возвышение образа «нового человека» — трудолюбивого, решительного, целеустремленного. После победы во Второй Мировой Войне появилось много работ, посвященных прославлению подвига советского народа.
Анна Иоанновна с арапчонком К.Б. Растрелли
С 1970-80-х гг. мастера продолжали творить по заказу властей, поэтому у них было не было возможности для проявления своей индивидуальности. После распада СССР скульпторы начали осваивать уже давно известные на Западе авангардные направления.
Монументальное искусство
Термин «скульптура» часто используется главным образом для описания больших работ, которые иногда называют монументальной скульптурой. Но это определение также охватывает многие виды объёмных произведений с использованием одних и тех же техник, применимых не только к большим, но и малым размерам.
Скульптура — это одно из изобразительных искусств, которое отличается от живописи тем, что скульптор выражает себя, создавая трёхмерные фигуры и формируя пространство. Она включает искусство резьбы, литьё и лепку. Кроме того, использование различных комбинаций материалов создало новый художественный репертуар, который включает в себя такие процессы, как конструктивизм и сборка.
Итальянский живописец Джорджио Вазари (1511—1574) дал следующее описание скульптуры, увиденной у своего друга: «Скульптор удалил всё лишнее и свёл материал к форме, существующей в сознании художника».
Фарнезский Атлант
Скульптура изображает титана по имени Атлант из греческой мифологии, который держит небесную сферу. После битвы титанов и олимпийских богов, Зевс отправил всех титанов в Тартар (бездна под царством Аида), а Атланту положил на плечи небосвод. Атлант в мифологии ассоциировался с носителем знаний, поэтому, когда Геракл в одном из своих подвигов, заменил Атланта и подержал небосвод, это трактовали как полную передачу знаний людям. Отсюда произошло название любых карт, содержащих полную информацию — атласами.
Также Атлант был царем затонувшей Атлантиды, с его именем греки связывали самые длинные горы на севере Африки — Атласские и считали, что там живут атланты. Также греки назвали высотные скалы, которые обрамляют Гибралтарский пролив, столбами Геракла. А море (но самом деле океан), которое простиралось за ним назвали Атлантическим.
В архитектуре атлант тоже нашел своё применение, когда его стали изображать вместо колонн для поддержания конструкций.
Но самой старой скульптурой, изображающей Атланта, является «Фарнезский Атлант», автор которой неизвестен. Датируется II в.
Гермес с младенцем Дионисом или Гермес Олимпийский
Скульптура Гермеса была обнаружена в Олимпии, родине Олимпийских игр. Во время раскопок храма Геры была найдена статуя Гермеса в 1877 году. Павсаний в своих трудах писал о том, что в храме Геры стояла скульптура Гермеса скульптора Праксителя. Так это авторство и закрепилось.
Гермес является классической скульптурой и находится сегодня в музее Олимпии.
Про Олимпию у меня написана статья
Мраморы Элгина с Парфенона
Томас Брюс, 7-й граф Элгин был назначен британским посланником в Константинополь (Стамбул) в 1799 году. Он был заинтересован в греческой античности, поэтому взял разрешение на зарисовку и снятие слепков со скульптур разных городов Греции. Но вместо этого Элгин начал варварски снимать скульптурные фризы с Парфенона и вывозить в Британию. Он успел снять 12 скульптур с фронтонов, 15 метоп, 56 плит фриза с изображением «Панафинейского шествия» и одну из кариатид Эрехтейона. Помимо этого он вывез ряд статуй и скульптур из других городов Греции.
С 1830 года, после войны за независимость, Греция требует вернуть все награбленное обратно. Но до сих пор Великобритания этого не сделала. ЮНЕСКО считает необходимым передачу скульптур обратно Греции, но в 2022 году Великобритания снова отклонила это предложение.
И из-за спорного статуса всех ценностей Парфенона британское правительство ни разу не разрешило экспонировать скульптуры за пределами страны.
Больше скульптур можно увидеть в моей статье о Парфеноне
Минелай с телом Патрокла
В копии скульптуры I в. н.э. Минелай, царь Спарты, держит на руках убитого Патрокла во время Троянской войны. Оригинал находился в Пергаме, но был утрачен. Также неизвестно когда и кем был выполнен.
Минелая с Патроклом нашли в Риме в XVI веке поврежденными. Его сразу приобрел в свою коллекцию Козимо Медичи и занялся реставрацией. В XVIII веке была повторная реставрация, которая исправляла «ошибки» скульпторов течения Маньеризм.
Сегодня скульптура находится во Флоренции.
Две следующие скульптуры датируются II в. н.э.