Мало кто знает, что бордюры зеленых ограждений, часто попадающиеся нам на глаза в городских парках – это целое искусство, а точнее – топиарное искусство.
Топиар, или как его на японский манер иногда называют – топиари – это изменение естественной геометрической формы растений. На практике, так называют садовые работы по фигурной обрезке и стрижке деревьев и кустарников.
В нашей стране аккуратно подстриженные ленты кустарника – непременный атрибут украшения государственных общественных учреждений. Этот городской элемент ландшафтного дизайна сохранился еще с советских времен и совершенно не утратил своей актуальности, что не удивительно: традиция использовать ухоженные сады из сформованных растений как символ незыблемости власти, процветания и богатства зародилась еще в древнеримской империи.
Разновидности
Искусство сотворения скульптур из растений разнообразно по технике и стилям. Выделяют два вида топиарных фигур:
- традиционные;
- каркасные.
Традиционная техника подразумевает готовое дерево, которому с помощью стрижки придается нужная форма. Простые фигуры для сада (кубы, шары, конусы) могут быть созданы простой обрезкой на глаз, без использования прочих материалов. Сложные конструкции получают с использованием металлической рамки определенной формы, вкопанной в землю у растения. Когда дерево подрастает и начинает выходить за границы рамки, его подрезают, и в итоге получается нужная фигура.
Каркасная технология более кропотлива по своей сути. Она отличается от традиционной наличием специального металлического каркаса, в котором выращивается дерево или кустарник. Предварительно делают каркас, в него помещают грунт для посадки. Затем сажают культуру. Она, подрастая, заполняет каркас. Ветки, выходящие за его пределы, обрезают. За растением ухаживают, регулярно поливая и подстригая.
С древних времён
Впервые об орнаментальном садоводстве упоминается в древнеримских документальных источниках, датированных 38 г до н. э. В документах описаны итальянские виллы, украшением которых были зелёные фигуры животных, птиц, вазонов, кораблей, а также человеческие фигуры, созданные из кустов самшита.
Cредиземноморский ландшафтный дизайн
Но в Римскую империю этот тип ландшафтного искусства попал предположительно из Персии и Древнего Египта. Когда Римская империя начала завоевание Ближнего Востока, римляне пригнали множество рабов из Сирии, Персии, Палестины и Египта.
Среди них были и мастера, владеющие техникой фантазийной стрижки, которые стали садовниками Цезаря и других знатных особ. А впоследствии они начали передавать свои знания ученикам.
Дом Веттиев в Помпеях. Вторая половина I века
Постепенно Римская империя расширяла свои границы и в каждую страну она привносила какие-то элементы своей культуры и традиций. Так фигурная стрижка распространилась по всей Европе.
А после падения империи искусство топиари надолго скрылось за стенами монастырей, где монахи создавали топиарные сады для своих медитаций.
Внешний вид этих садов говорит о том, что для монахов топиарная стрижка имела в первую очередь утилитарное значение – они формировали из кустарников плотные защитные ограждения. Однако это им не помешало сохранить для потомков все секреты фигурной стрижки.
Растения
Не из любого растения можно создать зеленую скульптуру. Подходящее должно обладать следующими признаками:
- устойчивостью к зимним морозам;
- непритязательностью к условиям выращивания;
- наличием замещающих побегов;
- конкретной формой кроны;
- небыстрым ростом.
Такими свойствами отличаются растения:
- западная туя;
- обыкновенная ель;
- альпийская смородина;
- мелколистный вяз;
- кизильник блестящий.
Конечно, 3D-фигуры можно создавать и из других растений. А названные культуры больше всего подходят для климатических условий средней полосы России.
В наши дни многие владельцы собственных садовых участков применяют топиарное озеленение. Пошаговые описания создания фигур мы рассмотрим далее.
Как выбрать топиарную рамку?
Выбор рамки нужно начать с изучения ландшафтных особенностей садового участка. Фигура небольших размеров может потеряться среди окружающих растений. Кроме того довольно сложно прорисовать мелкие детали небольшой декоративной фигуры. Слишком большая фигура будет долго и неравномерно зарастать и может смотреться несуразно на фоне более мелких особенностей ландшафта. При использовании растений для фигурной стрижки нужно учесть и цветовую гамму всей ландшафтной композиции, чтобы очертания топиар элемента были видны с любой точки сада. Немаловажным является тот факт, что растению необходимо годы, чтобы занять все запланированное пространство. Чтобы не потерять привлекательность такой полузарощенной проволочной рамки, лучше использовать проволочную фигуру, которая является самостоятельным арт-объектом. Этого можно достичь детализацией особенностей. Для фигуры в форме животного достаточно сделать тщательную прорисовку головы. Для простой фигуры это может быть стильный проволочный узор.
Каркасный метод
Необходимый каркас можно изготовить из проволоки 2-3 мм или приобрести в специальном магазине. Готовый каркас имеет зазоры для проникновения внутрь. Сверху есть крышка для доступа во внутреннюю часть скульптуры, чтобы удобно было заполнять земляным субстратом или мхом. Кстати, перед наполнением мох вымачивают в воде минут 30.
При заполнении каркаса субстратом нужно делать лунки, куда сажают вьющиеся растения, травы или суккуленты. Для этого отлично подойдут:
- плющ;
- виноград;
- каменная роза;
- вербейник;
- камнеломка.
Создавая топиарий из вьющихся культур, растения с комом земли пересаживают из пластмассового контейнера в каркас из металла, а побеги распределяют по стойке и закрепляют скрепками. Для облегчения больших топиарных фигур внутрь кладут пакеты с шариками из пенопласта.
Ухаживая за топиарием, его поливают, подстригают, прищипывают. На зиму фигуру заносят в прохладное помещение или попросту укрывают теплым коробом.
Простая или сложная геометрия для сада: что выбрать
Формируя топиарий из живых растений сада можно ограничиться простой формой. Такой вариант подойдет для начинающих ландшафтных дизайнеров.
На первом этапе следует правильно выбрать растение. Дерево или куст не должны быть слишком молодыми. Оптимальный для начала создания фигуры возраст – 5 или 6 лет. Также важно, чтобы дерево было с хорошей корневой системой. Это может быть, к примеру, боярышник, ель, самшит или кизил.
Важно! Оптимальное время года для стрижки – лето и весна.
Простая форма
К простым формам топиария относится куб (параллелепипед). Для того чтобы фигура получилась красивой и пропорциональной, необходимо действовать по следующему алгоритму:
- Вокруг ствола нужно на земле начертить квадрат так, чтобы дерево было четко по его центру.
- В получившиеся углы необходимо перпендикулярно установить бамбуковые рейки. Они должны быть высокими.
- Опираясь на вертикальные рейки, установить горизонтальные планки.
- Провести черновую стрижку шпалерными ножницами так, чтобы получить контур. Направление стрижки должно идти сверху вниз.
- После уточнений провести дальнейшую чистовую стрижку.
- Проверить форму еще раз. При обнаружении торчащих мелких веточек, их следует срезать.
Совет! Чтобы оценить качество стрижки зелени, необходимо отойти на несколько метров от дерева, и уже с расстояния осмотреть результат своего труда.
Прямоугольная форма несмотря на простоту выглядит очень эффектно и графично
Сложная форма
Более сложной, чем куб, является форма цилиндра и конуса. Такую работу придется выполнять с еще большим вниманием и аккуратностью, чем выстригание прямых граней. Принцип работы – аналогичен.
Порядок действий:
- На земле под деревом вокруг ствола следует нарисовать круг.
- Установить по периметру фигуры рейки, которые будут служить направляющими.
- Из кроны при помощи ножниц нужно сформировать цилиндр, не трогая на этом этапе верхушку.
- Состригать верхушку, закругляя постепенно края, чтобы получился усеченный или полный конус.
Конусная форма стрижки деревьев может быть дополнена выделением отдельных ярусов
К сведению! Создание очень сложных форм требует применения каркаса, работы над эскизами и расчета.
Классическая технология
Для создания топиария по традиционной технологии потребуется немало терпения, фантазии, а также наличие острого садового инструмента.
Начинать лучше с простейших геометрических форм: шара, конуса, куба. Стричь растения лучше всего в марте-апреле или летом. Осенью проводить стрижку не рекомендуется, это подточит растение перед зимой.
Схема создания фигуры следующая:
- Подбирается кустарник или дерево взрослого возраста с мощными корнями и пышной кроной. Это может быть ель, боярышник, черноклен.
- На земной поверхности под деревом чертят форму, например квадрат, если создается топиарная фигура в виде куба.
- В углы квадрата ставят рейки или палки и скрепляют планками. Это будет ориентировочный каркас.
- Шпалерными ножницами стригут растение, придавая приблизительные очертания. Начинать лучше сверху, затем обрабатывают боковые стороны.
- Проверяют стороны на ровность и постепенно подравнивают их.
- Секатором подстригают небольшие выступающие ветки.
Так создаются простые фигуры для сада.
Недолгое забвение
А тем временем в Европе стали появляться противники, критики искусственно созданной природы, которые стали обвинять топиарных мастеров и всех, поддерживающих это искусство, в издевательстве над растениями. В результате регулярные сады, содержащие шедевры топиарного искусства, стали постепенно превращаться в пейзажные сады.
Однако топиари было забыто ненадолго. Уже с конца XVIII века фигурная стрижка растений вновь стала набирать обороты и всё больше и больше привлекать любителей живых изгородей, бордюров и оригинальных зелёных фигур.
С новой силой интерес к топиари вспыхнул в Англии после создания парка Мон Плезир в графстве Дербишир. А к XX веку появились уже новые топиарные шедевры, формировавшиеся на протяжении 40 лет! Это сад Хидкот Мэнор в графстве Глостершир.
Хидкот Мэнор. Фото 1
Сад Хидкот Мэнор в графстве Глостершир. Фото 2
Сложные геометрические модели
Шар считается сложной фигурой в топиарном искусстве. Его можно получить из куба, подрезая его грани. Лучше всего для этой цели подходят: туя, барбарис, тис, самшит и другие растения. Так, например, можно создать топиарную фигуру «Земной шар», используя растения, отличающиеся оттенками зеленого цвета.
Цилиндрические очертания получают из западной туи, лиственницы, ирги, липы. Чтобы получить такую фигуру, придерживаются следующей схемы:
- На земле чертят круг.
- Устанавливают колья из дерева.
- Выстригают цилиндр.
Для создания конусовидной фигуры вкапывают три жерди и скрепляют их в воображаемой вершине.
Далее можно приступать к возведению пирамидальных форм, спиралей, ярусов. Научившись делать их, переходят к творению фигур людей и животных.
Искусство топиари. Топиарное искусство.
Сегодня все популярнее становится ландшафтное искусство топиари, забытое на более чем 400 лет. Топиари определяется как искусство стрижки крон деревьев с целью придания им декоративных форм. С помощью топиарного искусства можно создать индивидуальный стиль сада, который будет сочетать различные великолепные природные композиции.
Несмотря на то, что пик популярности топиари припал на семнадцатый век, искусство придания геометрических форма деревьям уходит своими корнями в Деревний Египет и Персию. Предпочтение отдавалось сочетанию внешней формы и функциональности. Таким образом, получили распространение симметрические геометрические сады, фонтаны, а также аккуратно подстрижены кусты. Вспомним, что популярность создание геометрических садов воплотилась в величайшем произведении древнего мира – висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Так и зародился стиль, считающийся в сегодня исключительно британским.
В искусстве топиари различают различные стили – от классики до авангарда. Основными элементами топиари являются пирамиды, шары, конусы, арки. Несмотря на свою простоту, они ассоциируются с благородством королевских садов. Но, преимущественно, в искусстве топиари используют контуры человека и животного, чтобы подчеркнуть связь людей с природой.
Процесс выращивания топиари очень долгое занятие. Например, чтобы сформировать форму куста самшита, необходимо чтобы он достиг возраста 30 – 40 лет. Но и после не получиться желаемого результата. Художественный замысел проявится тогда, когда куст отрастет.
Несмотря на достаточную сложность топиарного искусства, офисы компаний по созданию топири завалины заказами. Так как, каждый стремиться к оригинальному и индивидуальному декорированию зеленых насаждений.
Традиционная технология с использованием каркаса
Создавая топиарные фигуры, каркас можно применять для упрощения процесса выстригания нужных форм из растений. Для этого нужен съемный каркас из металла, который устанавливают поверх дерева. Такой прием обычно используют начинающие топиариусы.
Растение развивается в сетчатом каркасе, а мастеру необходимо лишь обрезать выбившиеся ветви. Как только крона сформирована, каркас снимают. Однако это не всегда просто сделать, часто дерево срастается со своей «оправой». Снимать каркас нужно очень аккуратно, чтобы не повредить крону.
Технологии выращивания и уход за топиарными произведениями
Техника создания растительной скульптуры практически не изменялась на протяжении веков. Классической методикой, практикующейся со времен древнего Рима, является стрижка и обрезка. Хотя эти понятия звучат как синонимы, методика работы с растением в корне различна.
Изготовление топиара начинается с обрезки. Удаление ветвей служит для первоначального придания зеленой скульптуре желаемой формы. Процедура проводится ранней весной, когда растение еще спит и не сильно страдает от нанесенных повреждений. Садовод работает секатором или садовой пилой, по отдельности удаляя лишние ветви.
Обрезка ведется очень аккуратно: кроме общей формы в расчет приходится брать качество ветвей, расположение почек и общее состояние растения. Кроме того, чтобы культура не погибла желательно проводить санитарную обработку наиболее крупных срезов-ран. Процесс сродни обрезке и уходу за плодовыми деревьями и подчиняется тем же правилам.
Стрижка применяется для придания финишной формы крупным объемам, и для нее используют более производительные инструменты. В ход идут крупные садовые ножницы, а чаще электрические или бензиновые кусторезы. Стрижка проводится по мере необходимости, для восстановления четкости формы. Как правило, это происходит несколько раз за сезон, а удаляются все лишние веточки без разбора.
[!] Стрижка повреждает ветви и удаляет листья, необходимые для жизни растения. Для того чтобы не нанести непоправимый вред, ни в коем случае нельзя за один раз удалять более одной трети от кроны культуры.
Стрижкой очень удобно выводить крупные плоскости, вроде стен зеленых ограждений. Стоит упомянуть, что для упрощения процесса иногда применяются специальные сетчатые каркасы, ограничивающие зону действия режущего инструмента. При помощи подобного трафарета придать кустарнику несложную форму может практически любой садовод.
Впрочем, все не так просто, как кажется на первый взгляд. Даже для того чтобы создать простой зеленый бордюр необходимо потратить много времени и усилий. Сначала нужно с четко заданной частотой высадить и выходить отдельные экземпляры кустарника, а затем на протяжении многих лет подрезкой кропотливо загущать их кроны, формируя цельный объем.
Если вы решите заняться топиаром на своем приусадебном участке, то учтите, что не все виды кустарников и деревьев одинаково хорошо поддаются художественной обработке.
Крона растения должна быть образована множеством густых переплетающихся ветвей, долго сохранять свою форму, а после стрижки покрываться свежей зеленой листвой. Необходимо учесть, что породы с крупной листвой годятся лишь для простых геометрических фигур и грубых форм. Детализированные скульптуры можно создать из растений с густыми тонкими ветвями и мелкой листвой.
Виды кустарников и деревьев в соответствии с типом топиара:
- Для невысоких, до полуметра бордюров подойдет бирючина обыкновенная, бересклет карликовый, жимолость мелколистная, бересклет японский, самшит обыкновенный, жимолость блестящая, самшит вечнозеленый.
- Для изгородей высотой до полутора метров годится акация желтая, бирючина обыкновенная, бересклет европейский, вяз приземистый, кизил обыкновенный, жимолость обыкновенная, кизильник обыкновенный, сирень обыкновенная.
- Для живых изгородей высотой до трех метров выращиваются: граб обыкновенный, клен полевой, яблоня ягодная сибирская, шелковица белая, лавр благородный, пихта обыкновенная, туя восточная, тис ягодный, туя западная.
- Деревья, подходящие для фигурной стрижки кроны: граб обыкновенный, лавр благородный, дуб каменный, тис обыкновенный, лох колючий, смородина альпийская, барбарис самшитолистный, самшит обыкновенный;
- Деревья для штамба с формуемой кроной и высотой более полутора метров: клен остролистный, граб обыкновенный, липа, яблоня сибирская, шелковица белая, лавр камфорный, дуб каменный;
- Деревья с невысоким штамбом до полутора метров, пригодные для топиара: боярышник обыкновенный, рябина обыкновенная, ясень цветочный, черемуха обыкновенная, самшит обыкновенный, бирючина японская, тис ягодный.
- Карликовые древесные породы для топиара в штамбованной форме: бирючина обыкновенная, смородина золотистая, сирень обыкновенная.
Конечно, отдельные экземпляры топиарного искусства можно просто приобрести в специализированном магазине. Это может быть штамбовое деревце с шаровидной кроной, экзотичный бансаи или куст в виде забавного животного.
Главное не забывать, что топиарный экземпляр капризнее обычных растений, и предъявляет повышенные требования к качеству почвы, освещенности участка и поливу. Без регулярной стрижки крона очень быстро растеряет первоначальную красоту, а значит, за ней придется постоянно ухаживать. Кроме того удаление ветвей ослабляет растение, поэтому все садовые скульптуры требуют защиты от болезней и регулярной подкормки.
Ландшафтный дизайн постоянно развивается. Постоянно появляются новые формы растительного искусства. Из интересных направлений современного топиара нужно упомянуть деревья, выращенные на шпалере. Мастера топиара, изгибая ветви и закрепляя их на экране-каркасе, формируют крону растения в одной плоскости. Такие деревья занимают на участке немного места и выглядят очень декоративно.
По схожей технологии создается растительная архитектура, вернее малые ее формы: арки, навесы, порталы, беседки. Например, для выращивания арки по обеим сторонам садовой дорожки необходимо посадить пару подходящих по высоте кустарников или деревьев, по мере роста связывая их кроны и изгибая ветви таким образом, чтобы в итоге получить необходимый объем.
Также получается и живая беседка: стволы растений, посаженных по периметру, образуют опорные колонны, а их кроны – зеленую кровлю-свод.
Стоит упомянуть, что кроме классического топиара из кустарника и деревьев в ландшафтном дизайне часто используются внешне похожие, но отличающиеся по технологии изготовления, травяные скульптуры. Фигуры сформированы из проволочной сетки, набитой питательным субстратом, в который высаживаются трава или цветы. Этот прием используется намного чаще, поскольку позволяет изготовить сложную растительную скульптуру в кратчайший срок.
***
Приусадебный участок, украшенный остриженными деревьями и кустарниками, всегда выглядит ухоженным и аккуратным, а топиар в виде веселых зверюшек и персонажей мультфильмов согреет душу и поднимет настроение.
Искусственные топиарии
Не всем под силу создать натуральные топиарии. Прекрасной альтернативой им являются топиарные фигуры из искусственной травы. Их преимущества очевидны:
- не нужен постоянный уход;
- независимость от климатических условий;
- мобильность – легко перенести на любое место;
- замечательный внешний вид, неотличимый от натуральных композиций;
- доступная стоимость.
Процесс ухода за искусственными фигурами подразумевает под собой регулярную уборку пыли и снега.
Элементы фигуры закрепляются на каркасе из проволоки. Используются имитированные листья и ткань зеленого цвета. Фантазия мастера в данном случае ничем не ограничивается. Установить такое творение можно на улице или в помещении.
Искусство топиария необычайно разнообразно и привлекательно. Не зря оно приобретает все больше поклонников. Начав с зеленых фигурок в горшках, можно перейти к настоящим садовым шедеврам.
Из чего сделать топиарий для интерьера помещений своими руками
Для внутреннего топиарного декора помещений используются преимущественно искусственные материалы. Их можно изготовить из самых разных материалов, проявляя креативность и фантазию. Наиболее популярные модели делаются на основе ствола-проволоки, которой придают слегка изогнутую форму, и кроны-шара.
Основание
Основанием такой конструкции служит, как правило, цветочный горшок. В него для укрепления и утяжеления заливают гипс, но только после того как вставлен ствол.
Верх горшка украшают нарядными камешками, мхом, бусинами и другими декоративными элементами, которые лучше насадить на клей. Надежный вариант фиксирования декора – воспользоваться клеевым пистолетом.
Сам горшок должен быть красивый, соответствующий общему направлению дизайна помещения. Его также можно декорировать самостоятельно. Возможна роспись, украшение бусинами, декупаж и т.д.
Правила выбора горшка включают пропорциональность его формы и размера относительно самого деревца. По классическим канонам он не должен превышать по габаритам крону.
Совет! Для оформления горшка сверху может быть использована пампасная трава, мох или искусственная трава.
Основание должно быть устойчивым и относительно небольшим
Ствол
Ствол должен быть надежный, способный удержать «крону» с декором. Для него выбирается жесткая, сохраняющая форму проволока с сечением в среднем от 5 до 10 мм. Этот параметр определяется размером будущей фигуры. Также можно применять палки.
Для оплетения основы ствола использоваться могут нитки, флористическая бумага, джут, художественная краска, шнур и т.д.
Основа кроны
Основа кроны — каркас в форме шара. Это может быть пенопластовая заготовка, пластмассовый мячик, согнутые ивовые прутья и т.д. Выбирать основу нужно учитывая подход к дальнейшему оформлению.
Если будут использоваться мелкие предметы для украшения, например, зерна кофе, бусины, то основа должна быть однородной. Это не позволит декору проваливаться внутрь, и поддержит форму. При выборе объемных элементов для создания кроны, например, крупных искусственных цветов, можно выбрать каркас любой формы, подойдет даже шарик, сплетенный из ивовых прутьев.
К сведению! Иногда оформление предусматривает не полное скрытие основы, если она сама по себе красивая.
Основу кроны необходимо обязательно зафиксировать на стволе до ее декорирования
Декор кроны своими руками
Основа кроны сверху может предварительно покрываться краской, чтобы она не проглядывала через декор контрастным цветом. После того как форма подготовлена, можно приступать к самому декорированию. Для наклеивания украшений лучше всего использовать клеевой пистолет.
Для любителей кофе хорошим вариантом станет топиарий, который оклеен кофейными зернами. Они не дают плотного прилегания, поэтому пропуски могут декорироваться мелкими бусинами и бисером. Как вариант – оклеивание шарика зернами в два слоя или его предварительная покраска в коричневый цвет.
Зерна кофе могут использоваться не только для декора кроны, но и для оформления горшка
Описание изготовления эффектного топиария из кофейных зерен можно посмотреть на видео:
Топиарий из шишек и орехов – один из оригинальных вариантов декора
Топиарий для интерьера может быть сделан из гофрированной бумаги одного или нескольких оттенков
С описанием, как сделать подобное украшение своими руками, можно ознакомиться, просмотрев видео:
Искусственные цветы и яркие ленты подходят для создания нарядных праздничных композиций
Необычные топиарии – эффектный вариант декора
Может быть интересно: Композиции из искусственных цветов.
Топиарная фигура зимой.
При умелой обрезке растение и зимой будет держать форму. Это можно увидеть в зимних фотографиях моих работ. Особенность холодного времени года состоит в том, что на улице очень рано темнеет и декоративный эффект пропадает. В этом случае можно использовать светодиодные ленты или гирлянды. Необходимо закрепить такую гирлянду по основным контурным линиям фигуры, чтобы в темноте был четко виден силуэт. Такая доработка проволочного каркаса позволит иметь на участке интересный декоративный светильник. Мой вариант такого использования проволочной фигуры на страничке Светящиеся фигуры .
Из чего и как сделать топиарную рамку?
Топиарные рамки или каркасы можно сделать самостоятельно. Конечно, необходимы минимальные навыки работы с металлом и некоторый специальный инструмент. Примерная последовательность работ по созданию топиарной рамки из проволоки достаточно подробно показана в моих мастер-классах Топиарная рамка Гусь и Топиарная рамка Розовый Фламинго. Для скрепления проволоки лучше всего использовать сварочный аппарат, а при его отсутствии можно обойтись скрутками из тонкой вязальной проволоки. Однако, такой каркас будет менее надежным и устойчивым и может деформироваться активно растущими ветками. В своей работе я использую стальную проволоку диаметром не менее 6 мм и надежные сварные соединения. Получается прочный антивандальный вариант.