Скульптуры из дерева: особенности выполнения, советы профессионалов

Ее можно рассматривать с разных сторон. Она продумана до мелочей. Мастер, работающий с ней, должен владеть не только практическими навыками, но и знать законы композиции. Это древнее искусство, не утратившее своего значения и сегодня. Все перечисленное – это скульптурная резьба по дереву, особое направление в художественной обработке древесины. О том, как развивалось направление, о выборе материала и мотивах изображений, обо всех этапах работы над скульптурой, читайте в нашей статье.

Скульптурная резьба от древности к современности

Началось все еще с дохристианских времен – сначала человек делал из дерева фигурки языческих богов, им он поклонялся, у них искал защиты. Есть свидетельства существования деревянных скульптур на Древнем Востоке, в античных Риме и Греции. Античные мастера, к примеру, использовали древесину кипариса, кедра, смоковницы, ладана.

Старинные славянские игрушки

Из дерева изготавливали скульптуры богов, которые сверху могли быть облицованы бронзовыми пластинами. За такими статуями и статуэтками немало ухаживали – натирали их арома-маслами и воском. Деревянная скульптура поддавалась редким умельцам, работа это кропотливая и трудоемкая.

В Средние века дерево было главным материалом кораблестроительства, резная скульптура становилась украшением носа корабля. В 18 веке главной носовой скульптурой был лев, стоящий на задних лапах. Другие части судна тоже украшались: вензеля, гербы, цветы. В творчестве русских мастеров особенно прослеживается развитие направления в северных регионах, где большинство мужчин умели (да еще как!) обрабатывать дерево.

И сегодня скульптуры из дерева – не «привет из прошлого», а направление, стилистика которого впечатляет размахом. Японские и африканские скульптуры, ар-деко, кантри: все это становится источником вдохновения для мастеров, которые могут выбрать узкую направленность деятельности.

Популярные животные и птицы у резчиков по дереву

Объемная скульптурная резьба – один из самых сложных (если не самый сложный) видов резного творчества. Декоративная анималистика развивается уже очень давно, а сегодня она переживает даже некоторое возрождение. Если вы хотите научиться вырезать внимательных сов и неповоротливых мишек, умиротворенных уточек и пронырливых лисиц, обязательно понаблюдайте за естественным поведением животных в природе. Для этого можно просто смотреть передачи на каналах о животных. Так вы познакомитесь с пластикой зверей, их особенностями, и эти наблюдения помогут в творчестве.

Объемные животные и птицы

Вырезанным из дерева животным нужно учиться у мастеров, которые в буквальном смысле отточили свое искусство. Взять, к примеру, японского резчика Мори Коно. Сила мастерства этого специалиста в удивительной детализации фигур, скульптуры резных животных кажутся застывшим мгновением лесной жизни. Мастер представляет серию скульптур барсуков, енотов, медведей, сов, кроликов. Мори старается всегда изображать зверей в действии, и этим работа профи будет отличаться от трудов новичка.

Необходимые инструменты и материалы

Каждый мастер собирает свой набор. Но есть набор-минимум, без которого к искусству объемной резьбы невозможно подойти практически.

В работе вам пригодятся:

  • резак – нож с коротким скошенным лезвием, инструмент является основным, так как он используется и в грубой обработке, и в формировании мелких деталей;
  • косяк – применяется для создания орнамента на плоскостях;
  • стамески – нужны для выборки материала, формирования углубленного рельефа;
  • клепики – стамески с копьеобразным лезвием;
  • пила – нужна для собственно выпиливания заготовок;
  • дрель – для сверления отверстий;
  • рашпили, шлифмашинка, набор буравов – все это нужно, чтобы фигурки животных соответствовали эскизу и получались максимально привлекательными.

Подбор древесины можно назвать отдельным искусством. Например, колоды пригодятся мастеру для изготовления ростовых простых скульптур. Комли деревьев нужны для изготовления будущих зверушек. А если вы решили начать с формирования фигуры кошки, присмотритесь к разветвляющимся стволам.

Мотивы изображений

Мотивы разнообразны как сама жизнь и ее художественное отображение. Взять, к примеру, нэцкэ. Резчик делает скульптуру в миниатюре, резной брелок, который впечатляет тонкостью передачи образа. Это декоративно-прикладное искусство с японскими корнями, сама фигурка считается и самодостаточным художественным произведением, и декоративной частью костюма. Изготавливаются они и сегодня, но в большинстве своем это низкокачественный продукт, не соответствующий по всем критериям своему историческому прародителю.

Есть, конечно, и сегодня мастера нэцкэ, но за одну мини-скульптуру от такого резчика приходится платить от 10000 долларов и выше.

Резная скульптура из дерева – виды:

  • монументальная – решает идейно-образные задачи, раскрывающиеся в монументальных произведениях (пропорции скульптуры должны идеально сочетаться с окружающим пространством);
  • садовая – элемент оформления садового пространства, концептуально единый с дизайном всего сада;
  • скульптура для дома – декоративная составляющая интерьерного дизайна, выполненная в дереве;
  • развивающие фигурки для детей – игровой материал, экологически безопасный, популярный сегодня (рекомендован детям от 6 месяцев и старше).

Если вы не знаете, с чего начинать в фигурной резьбе по дереву, то изготовление простых деревянных игрушек для детей может быть отличным стартом.

Основные особенности приема

Само слово происходит от латинского «arbour», что означает «дерево».

Техника отличается тем, что из стволов выполняются различные фигуры. При этом они должны выращиваться таким образом, чтобы по мере развития из них получались необходимые скульптуры. Некоторые считают, что арбоскульптура представляет собой подвид искусства бонсай или топиарного искусства.

На самом деле все обстоит иначе, бонсай создается путем обрезания и выравнивания листьев и ветвей. Арбоскульптура, наоборот, является результатом действий со стволами. При этом в искусстве бонсай все делается для того, чтобы растения были максимально похожи на настоящие деревья. В арбоскульптуре же, наоборот, в результате должно получиться что-то совершенно невероятное и изумляющее зрителей.

Выбор и подготовка древесины

Если фигурки планируете мастерить небольшие, хорошим вариантом будет яблоня, не хуже – береза, кипарис, лещина. Для миниатюры с большой детализацией берут липу, ольху, клен, осину, березу и грушу. Дерево с выраженной фактурой для работ с мелкими деталями не берут.

Начинающие резчики могут сразу пробовать себя в абстрактных работах (кому-то это действительно проще), в таком случае лучше брать липу, это, пожалуй, самый пластичный материал. А вот осину приходится предварительно запаривать, дабы придать древесине мягкость.

Бревно

Заготавливают материал в конце осени или зимой, так он высыхает быстрее. Традиционно предпочтение отдают естественной сушке дерева. Для этого бревна укладывают в штабеля, накрывают навесом. И в таком положении они остаются на год. Тот материал, что предназначен именно для резьбы, распиливают до полуметра на чурки, складывают в сухом помещении.

Но заготовки современный мастер может и вываривать, и сушить интенсивным способом (инфракрасные сушилки). Кору со ствола снимают практически полностью, оставляя по краям небольшие кольца. На эти концы надевают мешки и заматывают их резинками. Речь идет о длинном бревне.

Пень

Совиная семья из пня
В процессе роста и взросления сада некоторые деревья приходится спиливать (болезнь, старость, непогода). Корчевать их своими руками – задача очень сложная, да еще есть опасность повреждения корней соседних растений и коммуникаций. Потому обычный пень можно превратить в садовый арт-объект.

Например, интересными будут выглядывающие из дупла совята или бельчата, выкорчеванные в пне. Но можно и выкорчевать пень, однако впоследствии использовать его для садовой скульптуры. С такого объекта снимается кора, пень очищается от гнилой древесины и начинается поэтапное превращение пня в скульптуру. Приготовьтесь, что нужна будет не одна просушка, покраска, шлифовка, пропитка, лакировка и т.д.

Полено

Назначение, вид и форма будущего изделия определяют выбор материал.

Как выбрать нужное полено:

  • древесина его должна иметь ровное и однородное строение;
  • рисунок древесных волокон не должен быть выразительным;
  • для резных работ подходит древесина среднего периода;
  • светлая и однородная подойдет для скульптуры лица и портрета;
  • темная и тоже однородная древесина подойдет для менее выразительных работ.

Очень часто работа мастера предполагает такую схему: заготовка материала, вываривание заготовок, первоначальное удаление жидкости, проветривание и завяливание.

Для небольших работ начинающему мастеру стоит придерживаться этой схемы, так как она выстроена по всем классическим правилам подготовки материала для деревянной скульптуры.

Какую выбрать тематику?

А вот с тематикой – огромный простор для полёта фантазии. Самая популярная тема – сказочные герои. Русские народные сказки, зарубежные или свои собственные – выбирать вам.

Рекомендуем к просмотру мастер-класс, где показано, как сделать 4 вида мультяшных садовых фигурок:

Легкий в исполнении вариант – волшебный лес. «Живые» пни, водяной или леший – всё это можно сделать буквально из старых коряг.

Еще один вариант изготовления фигурок в стиле «живой лес» – роспись камней. Крупные гладкие валуны легко превращаются в чеширских котов, черепах, гномов. Также из гальки получаются очень красивые домики.

Мечтаете организовать сад в морской стилистике, но климат не позволяет вырастить пальмы? Можно просто расставить по участку морские атрибуты: бочки и сундуки, штурвал и якорь, маяк и швартовой канат, чайки и альбатросы, кораллы и другие детали морского дна.

А из старых цветочных горшков сооружают маяки. Если сверху поставить фонарь – это будет ещё и функциональная конструкция. Как сделать садовый маяк своими руками, показано в мастер-классе ниже:

Соорудите «Секрет» из книги «Алые паруса» Александра Грина или пиратскую шхуну «Черная жемчужина», как у Джека Воробья.

Бывают и другие импровизированные варианты из подручных средств.

Инструменты

Новички обычно пользуются всего двумя инструментами – перочинным ножиком и ножом-косяком. Но когда несложные элементы освоены, пора продвигаться дальше.

В списке обязательных инструментов будут:

  • топорик для обтесывания;
  • тесло;
  • ножи-резаки;
  • стамески;
  • штихели;
  • надхели.

Бензопила для больших работ тоже будет нужна. Для фиксации заготовок потребуются столярные тиски. Ценным приобретением будет и набор наждачной бумаги, и средства для заточки инструмента.

Больше информации о необходимых инструментах вы узнаете из статьи: «Основные инструменты для резьбы по дереву».

Мастеру-миниюатюрщику дополнительно понадобятся коготки и клепики. Японские профи, вырезающие изящные мини-скульптуры, в особенности преуспели в миниатюре резных фигурок, потому на сайтах и аккаунтах этих мастеров можно найти образцы подходящих инструментов.

Технология

Создание скульптуры из бревна/пня или даже небольшого кусочка дерева — задача не из простых. Эта работа разбивается на несколько сложных этапов, каждому из которых нужно уделить время и внимание.

  • Начинается работа с выбора подходящего объекта для дальнейшей обработки. Правильный выбор материала для изделия — это уже половина успеха. Выбор древесины большой и практически неограниченный. Для неопытных мастеров лучшим вариантом будет липа, поскольку она обладает однородным цветом и является наиболее пластичной. Материал для будущего изделия должен быть очень качественным.

Недопустимо наличие изъянов в виде трещин, сучков, отверстий, поражений вредителями. А также древесина должна быть хорошо высушена — допустимая влажность составляет 10%.

  • Эскиз нужно создавать в большинстве случаев. Лишь очень опытные мастера с хорошими художественными задатками могут обойтись без эскиза. Для сложных работ создаются модели из пластилина, глины или другого пластичного материала. Мастер может создавать модель с детализированной прорисовкой элементов или без нее.

  • Заготовка подвергается грубой обработке, которая включает выборку основных форм. Задача мастера заключается в приведении бесформенного объекта к определенной геометрической фигуре, которая должна состоять из линий и контрольных точек. Изначально происходит вырубание проекции, что позволяет убрать с заготовки большую часть лишнего материала. Далее мастер восстанавливает линии симметрии и выстраивает абрис второй проекции.

  • Фигура вырубается на 4 грани, что позволяет создать уточненный абрис будущей фигуры во всех проекциях. На этом этапе выполнения не стоит округлять фигуру, что является распространенной ошибкой многих мастеров. Абрис пока еще остается обобщенным.

  • Создание 8-гранной формы осуществляется путем срезания углов у квадратных заготовок. На данном этапе мастер окончательно определяется с положением будущего творения, пластикой и динамикой.

Проведение уточнения и деталировки на этом этапе не проводится.

  • Округление и деталировка подразумевают избавление от граней, проработку мелких деталей и лицевых линий. На этом этапе удобно было бы сделать на дереве прорисовки карандашом, но это будет ошибкой, которую нельзя допускать. Следы от карандаша сложно удаляются, и после них часто остаются темные следы.

  • Ошкуривание лучше проводить при помощи корундовой бумаги с тканевой основой. В индивидуальном порядке выбирается мелкая или средняя зернистость.

  • Остается лишь покрыть готовое изделие защитным слоем. Это может быть лак, морилка или различные краски. Здесь уже перед мастером открываются неограниченные возможности.

Эскиз

Если художественное образование у вас есть, и вы детально представляете себе будущую скульптуру, то можете ограничиться эскизом в двух проекциях. Но если фигура сложная, и ее пространственная визуализация требует анализа, то придется делать модель (практически всегда – без деталировки).

Если будущее животное, фигурка человека или абстрактная фигура требуют полного разбора, то делается подробный эскиз с деталировкой и даже проработанной светотенью. Затем на основании этого эскиза нужно вылепить модель: она нужна для уточнения эскиза и построения схемы в двух, а то и трех проекциях.

Опытным мастерам, работающим с простой формой, можно приступать к делу даже без эскиза, сразу с разметки дерева. Есть работы, которые проще сразу вырезать, нежели нарисовать.

В большинстве случаев придется лепить фигурку из пластилина или глины на проволочном каркасе. С помощью стеков создается объемная модель, которая станет ориентиром дальнейших действий мастера. Очевидно, что без понимания композиции, света и тени, основ лепки за деревянную скульптуру как вид творчества взяться практически невозможна: художественная подготовка как база ремесла очень нужна.

Декоративные фигурки из монтажной пены

Из строительной пены получаются не самые презентабельные работы, но порадовать детей фигурками всё-таки можно, особенно, если после стройки осталось несколько баллонов пены, и применить их некуда.

Инвентарь

Понадобится для работы пена, нож (лучше канцелярский) и краска. Все остальное зависит от вашей фантазии. Может быть, это будет фигура, которую нужно одеть или чем-то дополнительно украсить.

«Улитка»: пошаговая инструкция

Предлагаем мастер-класс по изготовлению большой улитки из пены. Подготовьте баллон пены, литровую бутылку из пластика, канцелярский нож, пластиковое ведёрко и краски для внешних работ. Рабочую поверхность застелите клеёнкой. Далее действуйте по схеме:

  1. Сделайте пеной основу улитки в виде овала. Через 10 минут нанесите второй слой. В качестве шеи вставьте пустой флакон или бутылку.
  2. Покройте пеной «шею» и создайте очертания головы. Дождитесь высыхания.
  3. Канцелярским ножом придайте основанию улитки плавные очертания. Оформите рожки и мордочку.
  4. Теперь перейдём к созданию домика нашей улитки. Выложите пену горкой и поставьте в неё ведерко, которое тоже по краям покройте пеной. Дождитесь высыхания.
  5. Канцелярским ножом сформируйте завитки ракушки.
  6. Пенная скульптура практически готова!

После высыхания покройте фигурку краской и мебельным лаком. Ведёрко наполните субстратом и высадите цветы.

Выполнение скульптуры

Начинается работа с подготовки. Резьба фигурки по дереву, будущая скульптура – это правильный выбор материала и его подготовки к обработке. Следующий этап заключается в создании эскиза, о чем сказано выше.

Дальнейшие действия:

  1. Грубая обработка с выборкой основных форм – на этом этапе исходный эскиз приводится к геометрической фигуре из прямых линий с контрольными точками. Первой вырубается проекция с максимальным удалением материала, затем следует восстановление линий симметрии заготовки, после чего строится абрис второй проекции.
  2. Вырубка фигуры на 4 грани – уточненный абрис фигуры вырубается по фронтальной и тыльной, а также боковым граням. Частой ошибкой этого этапа является желание мастера округлить фигуру. Нет, пока ее абрис остается обобщенным.
  3. Гранение на 8 граней. У квадратных заготовок срезаются углы, что образует еще 4 грани. Окончательно уточняется положение фигуры, ее пластика и динамика. Ошибка этапа – уточнение и деталировка.
  4. Округление и деталировка. Наконец-то настает время избавиться от граней, прорабатывать мелкие детали и черты лица. Ошибка этапа – рисование на заготовке (грязь от карандаша потом сложно удалить).
  5. Вышкуривание. Отлично справится с ним корундовая бумага на тканевой основе, мелкой или средней зернистости.

Этапы создания объемной деревянной скульптуры хорошо раскрыты в данном видео.

Не спешите переносить готовое изделие в сад – скульптуру обязательно нужно покрыть защитным слоем. К слову, считается, что готовую скульптуру примерно на год нужно оставить в тени, и только спустя год она может становиться на постоянное солнечное место.

Украшаем сад авторезиной

Считаете, что украшение сада автомобильными покрышками – это моветон? А вот и нет! Взгляните на эти произведения искусства, и вы измените своё мнение. Правда, такое под силу не каждому, но творческие люди способны и не на такое, было бы терпение и вдохновение.

Мы научим вас делать фигуры попроще в исполнении, но зато такие изделия сможет выполнить каждый желающий.

Что понадобится?

В первую очередь понадобится взять автомобильные покрышки (шины), которые уже отслужили своё. Зимние, летние, шипованные, универсальные шины, с легкового или грузового автомобиля – неважно.

Из большого колеса для трактора можно сделать даже бассейн. А из старых велосипедных покрышек получаются небольшие, но весьма интересные конструкции. Покрышки с колёс от тачки или детского велосипеда тоже найдут своё применение.

Резать покрышки можно болгаркой (самые толстые), острым ножом, но лучше всего – электролобзиком. Скреплять саморезами, болтами, скобами – всё зависит от вашего инструментария, опыта и типа выбранной фигуры.

«Лебедь»: пошаговая инструкция

Лебедь из покрышек – одна из самых простых фигур для самостоятельного изготовления.

Понадобятся для работы:

  • шина (на одного лебедя идёт одна шина);
  • электрический лобзик или другой пильный инструмент;
  • проволока для каркаса;
  • мел;
  • краски – красная для клюва и черная/белая для глаз и оперения.

Схема изготовления:

Порядок действий:

  1. Мелом или белым маркером для резины нарисуйте на шине эскиз. Можно работать даже без трафарета – наносите узор сразу на покрышку.
  2. Вырежьте лобзиком по контуру, чтобы в развороте получить очертание туловища лебедя, как показано на рисунке выше.
  3. Выверните вырезку крыльями вверх.
  4. Вставьте проволочный каркас в туловище, чтобы лебедь держал форму.
  5. Клюв у лебедя должен быть красным. По желанию выкрасите туловище в белый цвет. Выбирайте краску для внешних работ. Просушите изделие.
  6. В качестве подставки можно также использовать шину.

Процесс создания лебедя из покрышки своими руками, показан в видео ниже:

Покраска скульптуры

Покраска производится только по сухому дереву. Это значит, что какое-то время (минимум от недели) фигура должна простоять без финишной обработки. И желательно, чтобы перед покраской скульптура уже была покрыта грунтом, который закрывает поры древесины. Перед покраской достаточно просушить только верхние слои. Если покрыть дерево грунтом, а затем раскрасить его алкидными красками, скульптура с меньшей вероятностью будет трескаться.

Скульптуру для сада лучше покрасить и покрыть лаком, или хорошенько загрунтовать и покрыть морилкой. Для резных фигурок для дома краски нужны реже, но можно сделать фигурку и цветной: если покрываете ее впоследствии лаком, то краски могут быть фактически любые. Например, частенько сегодня используются акриловые составы.

Деревянные фигурки для детей часто красят обычной гуашью и покрывают качественным лаком (глянцевый, для мебели). Наиболее экологичной будет игрушка, покрытая льняным маслом.

Сделать фигурку самому? Почему бы и нет, только подготовка потребуется приличная. Начните с небольших игрушек по предварительным рисункам-эскизам, так вы и поймете привлекла ли вас резьба по дереву, скульптура в миниатюре и все тонкости этого ремесла.

Другие интересные идеи из подручных материалов

Рассмотрим ещё несколько идей изготовления фигурок для украшения сада из простых подручных материалов.

Фигурки из гальки

Всё, что нужно – галька и краски. Выберите камни разных размеров, обезжирьте их и покройте краской, соблюдая цветовую гамму божьей коровки – в черно-красной палитре. Рисунки могут быть любые – от котов до целых картин: такие камни всегда смотрятся стильно и уместно.

Скульптуры из овощей на Хэллоуин

Самый недолговечный, но такой яркий и сезонный вариант украшения собственного сада.

Урожай тыкв не жалко частично потратить на подготовку к Хэллоуину и вырезать из них причудливых существ. Самая популярная фигура – фонарь Джека. Что нужно: тыква, нож, свеча.

Инструкция:

  1. Хорошенько вымойте тыкву и натрите мягкой тканью до блеска.
  2. Срежьте верхушку и достаньте семена с мякотью. Не выбрасывайте шляпку с хвостиком – она ещё пригодится.
  3. Маркером прорисуйте отверстия – рот, нос, глаза.
  4. Ножом вырежьте отверстия по контуру.
  5. Поставьте свечу внутрь тыквы, подожгите её и накройте бахчовую «крышкой». Фонарь Джека готов!

Из тыквы можно создать абсолютно любые мордочки.

Ледовые скульптуры

В холодное время года легко украсить двор не только снежной бабой! Сделайте эффектные ледяные шары.

Нужны воздушные шарики, пустые бутылки, вода, воронка, пищевые красители (опытные умельцы предлагают гуашь)… ну и нужен мороз. Если есть морозильная камера, морозьте в ней, а когда за окном суровые уверенные морозы около -20, смело используйте естественные температуры.

Лучше делать шары, диаметром 10-15 см на 1,5 литра, потому что большие 3-х литровые шарики могут не выдержать морозов и лопнуть (хотя, тогда получатся полусферы, которые тоже пригодятся).

Процесс изготовления:

  • Растворите стандартную банку гуаши из обычного детского набора красок в 0,5 л воды. Так вы получите яркий концентрат.
  • Залейте раствор через воронку в шарик «до краёв».
  • Наденьте шарик на водопроводный кран и доберите нужное количество воды, если оказалось её мало.
  • Завяжите шарик и отправьте его на заморозку. Если шаров много, лучше замораживать в естественной среде – разложив шарики в снег.
  • Оставьте на ночь. Утром снимите «обёртку» и украшайте шарами участок!

Если нет красок, то внутрь шариков можно положить блёстки, новогоднюю мишуру, лепестки сухоцветов, ягоды и дольки фруктов, еловые веточки и маленькие шишки, зерно. Наполните шарики водой и заморозьте. Также вместо шаров можно использовать медицинские перчатки, силиконовые формочки для кексов, пластиковые стаканчики и т. п.

Советы мастеров

Осваивание фигурной резьбы по дереву – сложный, но увлекательный процесс. Для начинающих мастеров мы собрали советы специалистов, которые помогут в этом непростом деле.

  1. Скульптурная резка по дереву требует хорошего владения всеми другими видами обработки древесины. Все эти навыки пригодятся во время работы.
  2. Мастер должен четко представлять результат, обрисовывать все детали будущей фигуры и видеть ее во всех проекциях. Потому нужно создавать модели, а уже с них переносить задумку на дерево.
  3. В процессе обработки или сушки на изделии могут появляться трещины. От этого никто не застрахован. Для заделки трещины необходимо сделать слепок, подготовить подходящую по форме и размерам затычку и вставить ее по контуру. Небольшие трещины можно заполнить бесцветным лаком.
  4. С древесиной нужно работать аккуратно и осторожно. При сильном давлении могут появляться большие трещины, которые испортят всю работу.

Резьба по дереву представлена в видео далее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]