Просмотры: 25 354
Вид на парк Версаля с высоты птичьего полета. XIX век
Версаль — дворцово-парковый ансамбль во Франции, бывшая резиденция французских королей в городе Версале, ныне являющемся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения.
Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Ведущие архитекторы — Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка — Андре Ленотр. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. С конца XVII века Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется.
С 1682 по 1789 годы, до Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. В 1801 году получил статус музея и открыт для публики; с 1830 года музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; в 1837 году в королевском дворце открылся Музей истории Франции. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Версальские Сады – ландшафтная иллюстрация королевской власти
Сады Версаля возникли и существовали как неотъемлемая часть загородной резиденции королей Франции. Первоначально здесь Людовиком XIII был устроен небольшой охотничий домик. Основное строительство в Версале развернулось в эпоху его сына Людовика XIV. Роскошный дворцово-парковый комплекс, за строительством которого король тщательно следил, стал истинным воплощением абсолютистской монархии и могущества короля-солнце, как прозвали Людовика. Просто фантастические суммы были потрачены казной, чтобы угодить придирчивому вкусу короля, стройка затянулась на полвека.
Порядка шести миллионов туристов посещают Версаль ежегодно. Невозможно не восхититься красивейшей образцами регулярной архитектуры, садами и многочисленными фонтанами, гидравлика которых прекрасно функционирует еще со времен Великой французской революции.
Правда Версальский парк имеет ограниченные водные ресурсы, поэтому в полную мощь все фонтаны включают лишь в дни впечатляющих шоу, которые обычно проходят на выходных в летние месяцы.
Создание Версальских садов началось под руководством Клода Моле и Илария Масона в 30-х годах семнадцатого века, в шестидесятые, когда король-солнце решил устроить в Версале свою резиденцию, здесь начали работать художник Лебрен, архитектор Л.Лево и тот, кого можно назвать творческим отцом сада — Андре Ленотр.
Главные особенности ландшафтного дизайна Версаля были заложены при Людовике XIV, хотя проводилось несколько масштабных перепланировок в разные годы, растения пересаживались, но общая архитектурно-ландшафтная концепция в основном сохранялась и воссоздавалась. Причинами вносимых изменений бывали как объективные причины (замена старых деревьев, ликвидация разрушительных последствий ураганов и т. п.) так и субъективные — перемены во вкусах у царствующих особ, желающих непременно отразить свое эстетическое видение в Версальских Садах.
Характерными элементами Версальских садов можно назвать водоемы, боскеты, гроты и фонтаны, которые часто расположены и названы так, что образуют некие символические цепочки и ассоциации. В богине Латоне, которая была матерью бога солнца Аполлона, легко угадать мать Людовика XIV, известную всем по романам Дюма Анну австрийскую. Вот с фонтана, посвященного Латоне, мы и начнем нашу небольшую прогулку по Версальским Садам. Кстати, отправляясь на реальную прогулку сюда, заранее разработайте план, так даже за целый день обойти гигантскую территорию комплекса не удастся.
Дворцы Трианон
От строгого этикета придворной жизни Людовик XIV отдыхал в специально построенном для этой цели одноэтажном дворце Большой Трианон («уединённое место»). Фасад дворца облицован розовым и зелёным мрамором. В нём было более 30 комнат, отдельный внутренний дворик и парк с водоёмами.
Большой Трианон
Малый Трианон – подарок следующего Людовика своей фаворитке мадам дю Барри. Позже его облюбовала Мария-Антуанетта – супруга Людовика XVI.
Малый Трианон
Рядом для развлечения королевы построили ферму (мини-деревню) с домиками, мельницей и озером. Тут были построены стойла для коз и коров, голубятня и насесты для кур. Фрейлины королевы переодевались и изображали крестьянок.
Время работы дворцов и фермы: с 12 до 17:30–18:30 часов.
Бассейн Латоны
Он расположен вниз от Водного партера и слегка смещен влево от оси восток-запад. Бассейн украшают статуи, поставленные тут в 1688-1670 годах, навеянные античным мифом, согласно которому Латона и еще маленькие Аполлон и Диана не могли напиться водой из пруда, так как крестьяне кидали в воду комья грязи и ила. Юпитер, услышав мольбы Латоны о помощи, превратил злых крестьян в ящериц и лягушек.
Скульптура богини выполнена братьями Марси, рядом стоят ее дети, а из воды бассейна высовываются головы и спинки лягушек, другие фигуры лягушек не находятся не в воде, а по границам газона.
Церковь Богородицы
Eglise Notre-Dame de Versailles была построена в конце XVII в. по распоряжению Людовика XIV. Автор проекта – один из архитекторов Версальского дворца Жюль Ардуэн-Мансар. В первой приходской церкви Версаля участвовали в религиозных обрядах три Людовика – XIV, XV и XVI. В ней же регистрировались крещения, бракосочетания и смерти членов королевской фамилии.
Церковь Богородицы
Здание построено в стиле французского классицизма. Его фасад украшен аллегорическими фигурами Религии и Милосердия. Высота церкви была ограничена двумя этажами по приказу Людовика XIV, чтобы не нарушать открывающиеся с Версальского дворца городские перспективы.
Бассейн Аполлона
Продвигаясь дальше по оси восток-запад, мы выходим к бассейну Аполлона, построенному в 1668-1671 годах, и сменившего на этом месте Лебединый бассейн. Новый бассейн был расширен и обзавелся прекрасной скульптурной группой, изображающей блистательного Аполлона в колеснице, совершающего вояж по небосводу. Фигуры покрыты позолотой, чтобы подчеркнуть солнечность Аполлона (с которым придворные поэты любили сравнивать короля). Этот фонтан связывает между собой Малый Парк и Большой Канал.
Справочная информация
Адрес: Place d’Armes. Обычно в Parc et château de Versailles путешественники приезжают из Парижа на целый день. Самый удобный способ добраться – внутригородской парижской электричкой RER линии С. Через полчаса нужно сойти на станции Versailles-Rive Gauche, после чего – пройти пешком 10 минут. Альтернативный вариант – автобусами № 171 от парижской станции метрополитена Pont de Sevres.
Для посещения дворцово-паркового ансамбля Версаля можно приобрести следующие варианты билетов:
- Полный однодневный – 20/27 (с включёнными фонтанами) EUR;
- Полный двухдневный – 25/30 EUR;
- Шато (только главный дворец) – 18 EUR;
- Дворцы Трианон + ферма –12 EUR;
- Парк – бесплатно/9 (с включёнными фонтанами) EUR;
- Ночное шоу фонтанов –24 EUR;
- Бал – 17 EUR;
- Ночное шоу фонтанов + бал – 39 EUR.
Фоттаны включаются по выходным с 11 до 12 и с 15:30 до 17:30. Для гарантированного посещения билеты лучше приобретать заранее в Интернете. Это, например, можно сделать на сайте. Чтобы избежать столпотворений, знатоки не рекомендуют приезжать сюда в воскресенье и во вторник – выходной день парижских музеев.
Ночное шоу фонтанов устраивается каждую субботу в мае – сентябре после бала в Зеркальном зале. Его в 23 часа завершает фейерверк над Большим каналом. Для того чтобы посещение было максимально познавательным, рекомендуется предварительно просмотреть подробное видео о Версале.
Центральный вход в Шато ведёт в его внутренний двор, откуда можно пройти во дворец или парк. Обычный экскурсионный маршрут по Шато включает часовню, гостиные комнаты (салоны), Тронный и Зеркальный залы, покои короля и королевы и салон Войны с картинами на темы военных побед Франции.
Для передвижения по огромному парку можно арендовать сигвей или велосипед, а для прогулки по Большому каналу – лодку. Между Шато и дворцами Трианон курсирует туристический поезд, билет которого стоит 7,5 EUR.
Большой Канал
Большой Канал имеет в длину 1500 метров при немаленькой ширине в 62 м. и тянется вдоль восточно-западной оси, доходя до стен Большого парка. Его строительство происходило в 1668-1671 годах, канал служил местом лодочных прогулок знати, иногда принимавших совершенно грандиозные формы. В 1674 году по велению монарха на канале возникла Маленькая Венеция, приютившая яхты с каравеллами, присланные из Голландии и венецианские гондолы, подаренные дожем. У Большого Канала есть и практическое предназначение – в него стекает вся вода, отводимая из фонтанов, так как он расположен в самой нижней точке.
Охотничий замок
История Версальского дворца начинается в 1623 году с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази, чья семья владела землями с XIV века. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас располагается мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 году территория была расширена за счёт покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского из рода Гонди, и предпринята двухлетняя перестройка.
Водный партер
Несколько выше бассейна Латоны располагается дворцовая терраса, которую именуют Водным Партером. Он является узловым местом, так как лежит между дворцом Версаля и садами, что лежат ниже.
Это прекрасная точка для обзора, открывающаяся отсюда панорама завораживает и дает наглядное представление о безупречной симметрии садов, а взглянув на дворец, сразу проникаешься величественностью его архитектуры. В 1664 году по королевскому приказу было изготовлено более 20 статуй, которые должны были украшать Водный Партер.
Статуи отражали сюжеты античных мифов, связанных с похищением.
Еловый водоем составляет пару со Швейцарским бассейном, расположены они по оси север-юг, в северном направлении от дворца. Еловый водоем был устроено в 1676 году, а Швейцарский бассейн (назвали его так, потому что в работах по его созданию принимали участие швейцарские гвардейцы) — в 1678 году. В дальнейшем Еловый водоем был переделан в бассейн Нептуна, а вот Швейцарский и сегодня занимает 15 га площади и является крупнейшим после Большого Канала, гидрографическим объектом в Версальских садах.
В садах Версаля еще огромное количество прекраснейших мест, водоемов, галерей, колоннад, боскетов, всего даже не перечислить. И находясь поблизости, мы настоятельно советуем выделить день на осмотр этого изумительно дворцово-садового комплекса.
Только учтите, что даже сегодня не решены проблемы с недостатком воды для фонтанов в Версальских садах, из-за чего их включает всего на несколько часов в определенные дни (обычно в выходные и праздничные дни), поэтому предварительно изучите расписание, чтобы застать версальские фонтаны работающими, ведь они – одна из самых запоминающихся особенностей парка. Приятной вам прогулки по Версальским садам!
Достопримечательности
Версальский дворец одно из тех туристических мест, которое сложно обойти за один день. Площадь одних только садов занимает около девятисот гектар земли. На территории музейного комплекса располагаются сразу три дворца: главный, Большой и Малый Трианон. Также особой популярностью у туристов пользуются королевские конюшни и деревня Марии-Антуанетты.
Королевская часовня, © Михаил Странник
Дворец Малый Трианон
С Малым дворцом Трианон больше всего связывают имя его последней хозяйки Марии-Антуанетты. Молодая королева проводила практически все свое время в удалении от главного дворца и невзлюбивших ее придворных. Проход в его парк был разрешен исключительно по приглашению королевы. Построенный в 1768 году при предыдущем правителе, он был практически полностью переделан. Рядом с ним появилось здание театра и небольшая утопическая деревня, где она погружалась в несуществующую сельскую жизнь.
© Михаил Странник
Деревня Марии-Антуанетты
Королева Мария-Антуанетта была творческой увлекающейся натурой. Ее тяготила дворцовая жизнь и окружение, поэтому после передачи ей во владение дворца Малый Трианон, она приказала выстроить для нее постановочную деревню из 12 домов. Для воссоздания крестьянского быта сюда привезли скот и домашнюю птицу.
© Михаил Странник
Сейчас многие туристы очень любят посещать именно это место. Оно поражает своей красотой и умиротворяющей атмосферой. Практически все милые маленькие домики располагаются вокруг пруда. Сама деревня находится в 10 минутах ходьбы в северо-восточном направлении от Трианона.
© Михаил Странник
Дворец Большой Трианон
Большой Трианон или Мраморный дворец был возведен специально для короля и его приближенных. Отправится в поездку сюда считалось привилегией. После революции его избирали для своих резиденций Наполеон и генерал Шарль де Голль. Он примечателен отделкой наружных фасадов розовым мрамором и цветущими садами вокруг.
© Михаил Странник
Составляющие дворцово-парковой зоны
Описать достопримечательности Версальского дворца просто невозможно, так как все в ансамбле настолько гармонично и изысканно, что любая деталь является настоящим произведением искусства. В ходе экскурсий обязательно стоит посетить следующие места:
- Большой Трианон (использовался для отдыха на природе);
- Малый Трианон (являлся домом фаворитки Людовика XV);
- Оперный Зал;
- Ферму Марии-Антуанетты;
- Покои Короля;
- Зеркальную галерею.
У парадного входа на территорию дворцового комплекса установлены ворота из золота, украшенные гербом и короной. Площадь перед дворцом украшена скульптурами, которые встречаются также внутри основного помещения и на всей территории парка. Можно найти даже статую Цезаря, культ которого ценился французскими мастерами.
Отдельно стоит упомянуть про парк Версаля, так как он является исключительным местом, чарующим своим многообразием, красотой и целостностью. Здесь встречаются удивительно украшенные фонтаны с музыкальной аранжировкой, ботанические сады, оранжереи, бассейны. Цветы собраны в необычные клумбы, а кустарникам ежегодно придают определенные формы.
Собор св. Людовика
Cathédrale Saint-Louis de Versailles в стиле классицизма строился в середине XVIII в. по проекту архитектора Жаком Ардузн-Мансаром (внука Жюля – см. выше). В конце XVIII в. церковь св. Людовика получила статус Кафедрального собора Версальской епархии.
Главный фасад собора несколько напоминает церковь Богородицы, но выглядит изящнее. Верхняя часть украшена треугольным фронтоном с королевским гербом, увенчанным золотым крестом. Под фронтоном расположено большое окно с циферблатом часов. На нижнем уровне фасада находятся три двери, разделяемые дорическими колоннами.
Собор св. Людовика
Внутри собора обращает на себя внимание Большой орган, установленный здесь во второй половине XVIII в. Он весит 53 тонны и имеет 3131 трубы в 46 регистрах и трёх клавиатурах.
Адрес: Place Saint-Louis, 4. Вход свободный.
Версаль после Бурбонов
Версаль стал свидетелем апогея королевской власти Бурбонов и их падения. Именно в Версале прошло заседание Генеральных штатов в 1789 г., давшее начало Французской революции. 5 октября 1789 г. парижане выдвинулись на Версаль, захватили его и привезли королевскую семью в Париж. Дворец оказался брошенным.
В 1791 г. картины, зеркала и эмблемы короля были сдернуты со стен и потолков. Произведения искусств перевезены в Лувр, ставший центральным музеем в 1792 г.
В 1793-1796 гг. мебель дворца была распродана. Самые красивые предметы интерьера уехали в Англию в Букингемский дворец и Виндзорский замок.
Революционное правительство одно время собиралось разрушить дворец. Бедняки выдирали цветы в саду, чтобы на их месте сажать картошку и лук. Малый Трианон превратился в трактир, а в Опере и королевской часовне заседали революционеры.
Некоторое время замок служил складом для изъятого у аристократов имущества. В 1795 г. он становится музеем.
При Наполеоне дворец передается в императорскую собственность. Наполеон приезжает и решает расположиться в Большом Трианоне. И опять начинаются работы по благоустройству: в 1806 г. для дворца заказывается серия гобеленов и из музеев выписываются статуи. Многочисленные планы по благоустройству и переделке дворца при Наполеоне осуществить не удается.
После Реставрации Людовик XVIII предпринимает серию работ с целью превратить дворец в свою летнюю резиденцию. Однако понимает, что проживание в Версале плохо отразится на его имидже, и отказывается от затеи.
В 1833 г. король Луи-Филипп поручает своему министру Камилю Башассону задачу превратить дворец в музей истории Франции, посвященный военным победам времен старого режима, французской революции, империи и Реставрации. Реставрацией дворца занялся архитектор Пьер Фонтэн. Для своего личного пользования Луи-Филипп приказывает привести в порядок Большой Трианон. В 1837 г. там празднуется свадьба его дочери, принцессы Марии.
Для музея военной славы Франции в Южном крыле дворца вместо покоев принца устраивается галерея Баталий, поражающая своими размерами (120 м в длину и 13 в ширину). Её украсили 32 картинами огромных размеров, прославляющими победы Франции от битвы при Тольбиаке в 496 г. до Ваграмской битвы в 1809 г. Самыми востребованными стали картины Ораса Вернэ. Музей стал очень популярен.
Галерея баталий
Во времена Второй империи в музее добавился зал во славу побед в Крымскую и Итальянскую кампании. Наполеон III поддерживал дворец в надлежащем состоянии. А императрица Евгения способствовала частичному возвращению оригинальной мебели.
В 1870 г. Франция повержена прусскими войсками, и Версаль становится ставкой прусского штаба во время осады Парижа. В Зеркальном зале размещают госпиталь; наследный принц Пруссии награждает своих офицеров у статуи Людовика XIV. В Версале провозглашается рождение Немецкой империи.
В 1871 г. управление Францией переходит к Парижской коммуне, ее административные органы располагаются в Версале. Национальная ассамблея заседает в бывшей королевской опере, в оранжерею свозят 23 тысячи пленных, многих из которых казнят в парке. В 1879 г. парламент переезжает в Париж, но вплоть до 2005 г. у обеих палат сохраняются свои помещения в Версале.
Важную роль в сохранении Версаля сыграл историк Пьер де Ноляк, назначенный хранителем дворца в 1887 г. К тому времени дворец и сады были в запустении в течение 20 лет, так, что даже названия прудов были забыты. Ноляк планирует обустроить настоящий исторический музей, организованный по всем правилам науки. Он стремится вернуть дворцу дореволюционный вид. Высшее общество устремляется на открытие нового Версаля. Ноляк приглашает иностранных гостей, устраивает приемы для потенциальных меценатов.
28 июня 1919 г. в Версале был подписан договор о прекращении первой мировой войны, названный Версальским договором. Место было выбрано неслучайно: Франция ждала реванша после унизительного поражения во франко-прусской войне 1870 г.
Дворец же и сады страдают от недостатка финансов. В 1924 и 1927 г. Джон Дэвисон Рокфеллер жертвует на реставрацию дворцовых художественных произведений и фонтанов. Благородство американского миллионера подтолкнуло французское правительство выделять бюджетные деньги на реставрацию.
Зеркальная галерея
Во вторую мировую войну дворец снова у немцев.
В послевоенный период хранитель Версаля Моришо-Бопре опять озабочен сбором средств на восстановление дворца и парка. В 1952 г. он обращается по радио к французам: «Сказать, что Версаль находится в руинах, — это сказать, что западная культура лишается одной из своих жемчужин. Это шедевр, потеря которого будет утратой не только для французского искусства, но и для образа Франции, который живет в каждом из нас и который не заменится ничем другим». Призыв был услышан, многие французы приняли участие в сборе средств для реставрации Версаля.
Версаль становится государственным дворцом в распоряжении президента. В нем принимаются главы иностранных государств, например, Джон Кеннеди в 1961 г, Елизавета II в 1957 г. и 1972 г., шах Ирана в 1974 г., Михаил Горбачев в 1985 г. и Борис Ельцин в 1992 г. В 1959 г. генерал де Голль предпринимает работы по переустройству Большого Трианона для проживания иностранных гостей; одно крыло отводится французскому президенту. В 1999 г. эти комнаты вновь переделываются в первоначальное состояние.
История Версаля в мини-фильме:
1. от Людовиков до Революции —
2. после Революции —
3. Версальские сады —