Придомовой участок невозможно представить без расположенного по периметру ограждения. Хотя бы временный забор устанавливают еще до начала строительства частного дома или коттеджа. Он позволяет зафиксировать границы, выполняет защитную и эстетическую функции. Не менее важной частью общей конструкцию является проезд, проем в ограде. Он служит не только для прохода, пропуска автотранспорта, но и выступает в качестве украшения территории. Для его изготовления можно использовать разные материалы, но в последнее время наиболее распространены ворота из профнастила.
Особенности правильного расчета ворот из профнастила
Калитка или ворота в заборе тоже играют роль ведущей скрипки. Калитка в основном предназначена для прохода людей, а через ворота осуществляется пропуск и людей и машин одновременно.
К тому же красивые ворота легко украсят собой весь внешний вид вашего дома. Наиболее современными и популярными считаются ворота и ограждения из профнастила, как на представленных фото.
Преимущества профнастила
Профнастил или профилированный лист является композитным материалом, обладающим неоднородной структурой. Внешне это стальной лист оцинкованный и покрытый полимером.
Главная особенность профилированных изделий заключается в их защитных полимерных слоях, разных по количеству. Лист металла, оцинкованный с двух сторон, относится к самым простым, трехслойным моделям.
При наличии оцинковки из 10 слоев, изделия считаются наиболее качественными. А срок эксплуатации профлиста напрямую зависит от вида и качества покрытия. Чтобы сделать ворота из профнастила своими руками, прежде всего, необходимо узнать с каким материалом вам придется иметь дело.
По срокам эксплуатации выделяют три основных вида покрытия листа:
- оцинкованный (срок службы до 5 лет);
- алюмооцинкованный (срок службы до 10 лет);
- полимерный (от 10 до 20 лет службы).
По типам профлисты разделяют на:
- стеновые (с мелкими волнами профилей: 8, 10, 15, 20, 21 мм);
- кровельные (со средними волнами: 20, 21, 35, 45, 57, 60, 75, 80, 90, 100 мм);
- несущие (с высотой волн 75, 80, 90, 100 мм).
Наиболее популярными являются стеновые профильные листы.
Как выбрать профилированный лист
Для изготовления ворот используют стеновой профнастил с маркировкой «С». От кровельного и других вариантов он отличается высотой волн. Размер ребер жесткости обозначается цифрой. Чем она выше, тем прочнее сам лист и его способность противостоять нагрузкам.
Самый удобный для монтажа ворот профнастил имеет маркировку С-18, С-20, С-21. Его можно эксплуатировать в самых суровых условиях. При выборе типа материала надо учитывать рельеф местности, климатические особенности. Металлические листы состоят из нескольких слоев, каждый из которых выполняет свою функцию. Стальное основание может иметь следующее покрытие:
- Из цинка;
- Алюцинка;
- Полиэстера;
- Пластизола или пурала.
Виды конструкций ворот
При выборе конструкций ворот необходимо учесть удобство их эксплуатации, надежность обеспечения защиты, оптимальные габариты места проезда грузовых и легковых автомобилей.
Существует два вида конструкций ворот: распашные ворота из профнастила одностворчатые или двухстворчатые, односторонние или двухсторонние, с калиткой или без нее) и откатные (подвесные, рельсовые, консольные и телескопические).
Структурные элементы конструкции
Предварительное проектирование и подбор оптимальных габаритов будущих ворот, от которых напрямую будет зависеть общий вес конструкции, – залог качественного и продолжительного срока службы. Составные детали подбираются с учетом общего веса, ширины проема и высоты облицовочного профнастила.
Кроме этого, важными элементами откатной конструкции являются консольные принадлежности, в состав которых входят:
- верхний страховочный ролик;
- нижние ролики;
- концевой ролик и заглушка балки;
- пара улавливателей;
- направляющая рейка.
Вместе с тем неотъемлемая часть ворот – надежная рама, которая выполняет важную опорную функцию. При ее изготовлении, как правило, используются металлические профильные трубы, размеры которых зависят от габаритов проема.
Если есть желание обустроить ворота автоматикой, то не забудьте приобрести в дополнение к расходным материалам электрический привод, дистанционные пульты, маяк, зубчатые рейки. Также для крепления профнастила потребуется использование саморезов по металлу или вытяжных кровельных заклепок из расчета 15 шт. на лист.
Изготовление ворот из профнастила своими руками (пошагово)
Изготовить распашные ворота сложно, но возможно. Даже если вы мастер с большой буквы, то в одиночку с этим делом вам не справиться. Помощник с опытом работы в изготовлении ворот просто необходим, ведь вам предстоит преодолеть несколько этапов:
- определить место расположения ворот;
- выполнить чертеж;
- рассчитать потребность необходимых материалов
- подготовить основание;
- установить стойки;
- соорудить каркас и зафиксировать его на опорах;
- выполнить обшивку профлистом.
Место расположения и размеры ворот
Для начала стоит определиться, какие ворота вы хотите: гаражные или парадные. Затем подобрать их высоту ориентируясь на высоту ограждения участка. Идеальный вариант: ворота и ограждение находятся на одном уровне по высоте от 2 до 2,5 м.
При устройстве калитки заложите ширину прохода от 1,00 до 1,2 м. При выборе ширины ворот стоит ориентироваться на следующие факторы: близость к проезжей части, угол поворота при заезде, пожароопасность. Оптимальной считается ширина 4,00 м.
Порядок возведения столбов из кирпича
Профильную трубу необходимой длины очистите от следов ржавчины, если они есть, и покрасьте в два слоя. После этого:
- насыпьте в яму слой щебня толщиной 100 мм и слой песка 50 мм, хорошо утрамбуйте насыпной материал;
- приготовьте бетон из цемента, песка и щебня в соотношении компонентов 1:3:4(5);
- соберите опалубку;
- установите металлическую стойку вертикально и произведите ее бетонирование.
Фиксацию стойки строго вертикально можно обеспечить при помощи распорок их металлического прутка или арматуры.
Верхняя плоскость бетонной заливки должна быть выше уровня земли на 50-100 мм. Для этого устанавливается опалубка, края которой должны выходить за габариты будущего столба на 50-70 мм. После твердения бетона:
- покройте поверхность гидроизоляционным материалом или битумной мастикой;
- положите слой раствора и выполните кладку первого ряда из 4-х кирпичей;
- через 4-5 рядов приварите к вертикальной металлической стойке металлический пруток с закладной пластиной для закрепления поворотных петель.
Кладка последующих рядов производится с обязательной перевязкой (перекрывания) нижних вертикальных швов. Через каждые 3-4 ряда кладите арматурную сетку, которую можно одеть через верх стальной вертикальной стойки. Толщина швов 8-10 мм.
Осуществляйте постоянный контроль вертикального расположения кладки при помощи строительного уровня или отвеса. На поверхности каждого столба со стороны створки должно быть установлено 2-3 закладные пластины. Их количество зависит от размеров и общего веса конструкции.
Необходимые инструменты и материалы
При производстве работ по установке ворот из профнастила вам потребуются обычные строительные инструменты, которые наверняка остались у вас после постройки дома: лопаты, ломы, бетономешалка, ведра, старый таз, дрель, саморезы и прочее.
Из материалов вам потребуются: краска, песок, цемент, щебень, запирающие устройства для ворот, петли достаточной мощности, трубы разного диаметра для каркаса и опорных стоек, профнастил.
Подгоняем створки к стойкам
Первый шаг. Устанавливаем створки ворот на подставки, которые можно сделать из бруса, кирпича либо другого подходящего материала.
Второй шаг. Выравниваем створку по всем плоскостям.
Третий шаг. На нашем каркасе уже присутствуют элементы петель. Отмечаем места для установки второй части соединительного элемента на опорах. Привариваем петли к стойкам по меткам.
Четвертый шаг. Навешиваем створку. Убираем подставки, установленные в начале работы.
На уровень крепления ворот кладем доску. Выравниваем ее по уровню
Выставляем ворота по уровню. Привязываем веревками к столбам
Примеряем ворота перед установкой
Зачистили места для приваривания петель от краски на столбах и на воротах
В середину ворот подложили досочку, чтобы ворота немного приподнялись. Когда мы их приварим они немного опустятся под своим весом и примут горизонтальное положение
Сверху ворота связываем трубой и привязываем ее к столбам
Аналогичным образом монтируем каркас второй стойки. Чтобы конструкция была еще более жесткой, мы можем сварить две крайние опоры ворот со стойками нашего ограждения.
Для повышения устойчивости ворот к ветровым нагрузкам, мы можем приварить по верхним торцам опорных стоек горизонтальную планку из металлопрофиля. Актуально лишь для тех ситуаций, когда через ворота будет проезжать исключительно легковой транспорт.
Одну часть петли привариваем к стойке, вторую к раме, в профлисте перед креплением сделаем вырезы.
Петли
Не перепутайте, петли без штыря привариваются на рамку для сворки
Во время сварки нужно следить за тем, чтобы петли были заподлицо с профилем
Установка петель
Петли
Дальше нужно зачистить сварные швы болгаркой со шлифовальным диском и покрасить створку эмалью против ржавчины
Петли надо приваривать параллельно столбу
Вначале прихватываем петли после этого пробуем открыть и закрыть ворота. Если ворота нормально открываются, окончательно привариваем петли к столбам и к воротам
В завершение нам остается покрасить части каркаса, которые останутся на виду после крепления профилированных листов. Подбираем цвет краски так, чтобы он хорошо гармонировал с цветом профлиста и забора.
Каркасы ворот успешно приварены
Красим каркасы
Над верхней петлей каждой воротины приварили уголки, чтобы ворота было не снять
Процесс установки ворот (своими руками)
Более подробно процесс установки ворот из профлиста выглядит следующим образом:
Монтаж опор начинаем с подготовки территории (производим расчистку и разметку). Намечаем место монтажа стоек. Фиксируем уровень при помощи нити и приступаем к основным работам.
Делаем заглубление на 1,5 метра. На дно засыпаем щебень и трамбуем, при необходимости подсыпаем щебень и снова трамбуем. Затем заранее подготовленную опору (прогрунтованную и окрашенную) вставляем в углубление, закрепляем кирпичами и булыжниками, и заливаем бетонной смесью (соотношение цемент, песок, щебень соответственно 1:3:6). Чтобы смесь хорошо схватилась, даем просохнуть около 7 дней, периодически сбрызгивая водой во избежание трещин.
Перед началом этого этапа необходимо еще раз замерять ширину калитки и ворот, чтобы избежать расхождений в размерах или внесения необходимых корректировок. Далее болгаркой нарезаем из профильной трубы (уголка) заготовки определенного размера. Зачищаем их поверхности.
На ровной плоскости при помощи сварки соединяем заготовки в форме рамы. Проверяем ровность конструкции (это важно!). Если геометрия правильная, приступаем к провариванию швов. Ребрами жесткости усиливаем каркас.
На петли опор фиксируем створки. Количество петель определяем в зависимости от тяжести створок. На подпорку между стойками устанавливаем створки, верх фиксируем при помощи веревки. Намечаем место расположения петель и слегка привариваем их к створкам и опорам. Проводим проверку работоспособности створок. Если замечаний не выявлено, привариваем петли окончательно.
После фиксации ворот переходим к установке фурнитуры (ручек, засовов, фиксаторов) при помощи сварки. Монтируем запорные устройства, автоматику, сигнализацию и систему видеонаблюдения.
Для окрашивания каркаса необходимо подготовить его основание (зачистить металлическую поверхность и швы наждачной бумагой, обезжирить, прогрунтовать), чтобы краска хорошо сцепилась с металлом. Затем окрасить валиком и дать высохнуть около 12 часов.
В последнюю очередь конструкция обшивается профлистом поверх каркаса. Лишнее срезаем, проверяем ровность по уровню. Профлисты закрепляем аккуратно саморезами. Ворота готовы.
Но, если вы сомневаетесь в своих силах, и вас не смущает цена ворот из профнастила с установкой, которую предлагают специализированные организации, тогда смело обращайтесь к профессионалам.
Делаем каркас
Раму желательно делать из того же материала, что и опоры. Чаще всего стойки и каркас изготавливаются из металлических изделий. Мы собираем раму из профилированной трубы.
Для сборки каркаса находим горизонтальную площадку, способную свободно вместить хотя бы одну створку.
Процесс предельно простой: нам нужно сварить прямоугольную раму из предварительно нарезанного на куски необходимых размеров трубы (профиля). Углы должны быть строго прямыми. Убеждаемся в этом с помощью угольника.
Разметка и сварка углов каркаса
Разметка и сварка углов каркаса
Разметка и сварка углов каркаса
Сварив каркас, укрепляем его в углах при помощи стальных уголков. Для придания раме дополнительной жесткости, разделяем ее по высоте на 3 примерно одинаковые части и привариваем по меткам параллельные горизонтальные перемычки. Места соединения перемычек с рамой также укрепляем при помощи стальных уголков. В этих же точках привариваем воротные петли.
Когда рама готова, по периметру привариваем стальную полосу для крепления профнастила
Полезный совет! Существует и другой популярный вариант упрочнения каркаса. Для этого в центре рамы к ее вертикальным сторонам приваривается горизонтальная перемычка, разделяющая каркас на 2 одинаковых прямоугольника. После этого углы каждого из таких прямоугольников соединяются диагональными перемычками. Выбирайте любой из двух рассмотренных способов упрочнения, они оба хороши.
Каркас для калитки собирается аналогичным образом. Если же вы хотите сделать калитку прямо в воротной створке, собирайте раму в несколько ином порядке. Для этого приварите к прямоугольной раме выбранной створки поперечные и продольные металлические перемычки, формируя тем самым раму калитки. Средние габариты калитки – 80х180 см. По возможности придерживайтесь именно этих значений. Места крепления петель на створке смещаем к верхней и нижней кромкам рамы.
Рама для калитки
Каркас калитки
Цены на популярные модели сварочных аппаратов
Сварочные аппараты