При оформлении садовых дорожек и отмосток мастера часто сталкиваются с проблемой отсутствия прочного основания. Это касается тех участков, где находится нестабильный пылеватый песок, глина или свежая насыпь. Для повышения надежности крепления производится укладка тротуарной плитки на бетонное основание.
Когда на улице необходима укладка плитки для тротуара на бетонное покрытие
Желание обустроить тропинки, парковки, зоны отдыха или автомобильные площадки из брусчатки оправдывается не только эстетическими функциями, но и практическими. Традиционный вариант мощения предусматривает укладку изделий на песчаную или сухую смесь, состоящую из 1/5 цемента и песка.
Но подобная технология не подходит для участков с нестабильной почвой, поэтому мастера отдают предпочтение более надежным решением. Одним из них является укладка тротуарной плитки на бетон.
Она востребована в таких случаях:
- Грунты, которые подвергаются усадке. К ним относятся составы с небольшим расчетным сопротивлением (пылеватый песок, торф и насыпь).
- Пучинистая почва — может привести к разрушению покрытия из-за неравномерного вспучивания.
Еще мастерам приходится самостоятельно оформлять такие элементы, как напольное покрытие в гараже или сарае, отмостки, стяжки, садовые дорожки и другие. Проводить демонтаж бетонного основания нецелесообразно, поскольку оно является прочным.
При выполнении укладки полимерпесчаной плитки необходимо обращать внимание на следующие нюансы:
- Степень пучения почвы. Если отмостка или бетонная дорожка эксплуатируется в течение нескольких лет и не была повреждена, можно уверенно проводить мощение. Однако при заливке новой стяжки есть вероятность, что в промерзающем слое будут оставаться глинистые примеси.
- Влага. Стяжка и бордюры по бокам выглядят, как жесткий корпус, а дождевые стоки могут частично проникать внутрь конструкции. Чтобы избежать вспучивания, следует обустроить эффективную дренажную систему по наружному периметру и утеплить отмостку экструдированным пенополистиролом.
Земляные работы и защитный слой
Объем земляных работ зависит от вида грунта. Если почва плотная и глинистая, достаточно снять слой толщиной 15-20 см, чтобы удалить корни растений. Когда грунт рыхлый, необходимо удалить слой толщиной 30-35 см. Если планируется укладка тротуарной плитки зимой, траншею для мощения нужно подготовить до холодов.
На поверхность траншеи насыпают песок. Песок утрамбовывают вместе с почвой. Чтобы оставшиеся в грунте семена растений не прорастали и не разрушали покрытие, на дно траншеи укладывают нетканое полотно. Полосы материала должны перекрывать друг друга на 15-20 см.
Преимущества и недостатки способа
Обустройство бетонного основания для укладки брусчатки пользуется большим спросом, поскольку эта технология обладает долговечностью и устойчивостью к большим нагрузкам. Такое покрытие не боится разрушительного воздействия осадков (что нехарактерно для щебеночно-песчаного слоя или грунта) и выдерживает большие нагрузки. Еще оно обеспечивает ровность поверхности с четкими формами.
Среди других преимуществ способа выделяют:
- Повышенные прочностные свойства. Бетон обладает большой прочностью и не деформируется под воздействием нагрузок. Срок службы превышает 30 лет, поэтому подготовка основания для укладки из бетона подходит для обустройства парковок, автомобильных площадок и участков, по которым постоянно ходят люди.
- Устойчивость к атмосферным осадкам. При соблюдении правил монтажа степень морозостойкости составит около 200 циклов.
- Отсутствие эффекта усадки. В процессе эксплуатации песок и грунт проседают, что способствует полной или отдельной деформации покрытия.
- Надежность. После затвердевания клеевая основа обеспечивает максимальную фиксацию плитки, поэтому она не съезжает и не выпадает.
- Доступная стоимость. Приобрести брусчатку можно по невысокой цене, т.к. для ее производства используются современные и доступные материалы.
Однако перечисленные достоинства проявляются только при соблюдении технологии монтажа.
Среди недостатков способа укладки тротуарной плитки на раствор бетона выделяют:
- Сложности демонтажа в случае повреждения. Поскольку в качестве связующей добавки используется клей, при деформации 1 элемента его будет непросто изъять и отремонтировать.
- При несоблюдении технологии мощения покрытие будет повреждено после первых сильных морозов.
- Плохой отвод воды и влаги. Совместно с бордюрами бетонное покрытие обустраивает закрытый короб, в котором начинает накапливаться влага и вода. Для предотвращения подобных проблем обустраивается комплексная дренажная система по периметру. Ее нужно утеплять на глубине 30-40 см экструдированным пенополистиролом. Также швы и пустоты можно заделать клеем.
- Кладочные работы могут требовать больших финансовых вложений при установке декоративных бордюров.
Расходные материалы и инструменты
Для подготовки основания под плитку понадобятся такие приспособления и материалы:
- Бетономешалка.
- Песчаная смесь.
- Цемент не ниже марки М500.
- Щебень.
- Строительные уровни разной длины.
- Прибор для ручной или автоматической трамбовки.
- Колышки и разметочный шнур.
- Мастерок.
- Резиновая киянка.
- Шланг для полива или лейка.
- Веник.
- Грабли.
Расчет количества
Чтобы грамотно рассчитать количество материалов для предстоящих работ, нужно выполнить разметку и оценить периметр тротуаров и площадок. Руководствуясь полученными сведениями, следует провести дальнейшие вычисления:
- Количество плиток. Его измеряют по суммарной площади будущей поверхности с добавлением 8-10% запаса. Добавочное число не сильно поднимет стоимость работ, но избавит вас от проблемы нехватки материала в процессе мощения.
- Компоненты основания. Их рассчитывают с учетом толщины слоя путем умножения площади в квадратных метрах на толщину требуемого слоя в метрах. Конечное значение будет указывать на оптимальное число кубометров стройматериала.
- Бордюрный камень. Количество этого материала измеряется по следующему принципу: длина периметров минус длина мест примыкания к основанию дома и другим объектам на участке.
Подготовительные работы
Технология укладки плитки на бетонное основание состоит из нескольких этапов. В первую очередь производятся подготовительные работы, которые определяют надежность и долговечность будущего покрытия. При соблюдении всех правил подготовки сооружение будет прочным и устойчивым к большим нагрузкам.
Подготовительные мероприятия выполняются таким образом:
- Площадку нужно разметить колышками и капроновым шнуром, а потом достать грунт на глубине 25 см. Дно траншеи очищается от корней растительности и камней. При наличии рыхлой почвы выемка делается таким образом, чтобы снять весь плодородный слой, поскольку он плохо уплотняется.
- Для выравнивания дна используют грабли. Потом поверхность проливается водой из шланга или лейки и поддается дополнительной трамбовке для предотвращения проседания почвы в будущем. После проведения таких мероприятий начинается обустройство несущего слоя.
Установка бордюрного камня
Работы по укладке брусчатки на бетон начинается с установки бордюрного камня. Обрамление необходимо для того, чтобы плитка не разъезжалась в стороны и была четко зафиксирована на месте. Установку камня выполняют по натянутому на колышки шнуру. Высота установки бордюра — не более 10 см над уровнем земли. При разметке следует учитывать небольшой наклон поверхности брусчатки к краю дорожки для отвода дождевой и талой воды.
Вдоль натянутой нити прорывается траншея. Высота траншеи при этом должна совпадать с высотой бордюрного камня и щебеночной подушки в 3-5 см. Подушка нужна для лучшей устойчивости бордюра.
Установка бордюрного камня осуществляется на слой цементного раствора, выложенного на подсыпанную щебенку.
Выравнивание отдельных камней производится с помощью резинового или деревянного молотка. Через день, после того как раствор схватится, промежуток между стенкой траншеи и камнем засыпается песком и проливается водой для уплотнения.
Пошаговая инструкция
Разбираясь, можно ли класть тротуарную плитку на бетон и как укладывать разные типы этого материала, необходимо ознакомиться с пошаговой инструкцией и изучить каждый этап предстоящей работы. Чтобы улучшить качество изготовления бетонной подушки, лучше воспользоваться объемной георешеткой, которая изготовляется из синтетических материалов, защищенных от гнилостных процессов и агрессивных сред.
В случае растяжения конструкция создает устойчивый каркас, который армирует любой насыпной материал в ячейках. Ее эксплуатационный срок превышает 50 лет.
Подготовка подушки из бетона
Обустраивать основание под плитку нужно по такой инструкции:
- На дне углубления закрепляется георешетка, и высыпается щебневый слой толщиной 15 см. Края конструкции должны находиться ниже уровня щебня и не препятствовать свободной трамбовке.
- Подушка на основе щебня дополнительно трамбуется, а сверху фиксируется армирующая сетка.
- По контуру разметки ставят опалубку и заливают бетон.
- Дальше производится замес бетонной смеси и его аккуратная заливка. На данном этапе необходимо исключить появление пустот и холодных швов, которые снижают прочностные свойства опалубки. Для уплотнения стяжки применяют вибрационное оборудование. Чтобы предотвратить быструю потерю влаги из подушки, ее лучше накрыть пленкой. В течение следующих 3-7 дней поверхность периодически увлажняется.
- Через 2-3 м покрытия оставляются температурные швы, которые делаются из досок, установленных перпендикулярно опалубке. В случае скачков температуры они предотвратят разлом подушки.
- Для отведения влаги, которая может попасть на поверхность, понадобится закрепить обрезки труб из асбоцемента или полипропилена. Их верхний уровень должен соответствовать уровню бетонной подушки, а нижний конец фиксируется на щебневой прослойке.
- После застывания бетона опалубку стоит снять.
Установка бордюров
Разбираясь, как класть тротуарную плитку на раствор бетона, нужно позаботиться о монтаже бордюров. Их помещают в оставшееся углубление после демонтажа опалубки и заливают жестким бетоном. Для вбивания конструкций в раствор понадобится резиновая киянка. Пустоты и щели следует залить жидким бетоном.
Высоту бордюров делают на 20-30 мм ниже верха брусчатки — это позволит организовать эффективный отвод воды. Через сутки пространство между камнями и стенками засыпается песчаной смесью.
Как правильно класть плитку на бетонную стяжку своими руками
При соблюдении пошаговой инструкции новичку будет несложно разобраться, как правильно уложить плитку на клей и бетон. Габариты плит подбираются с учетом их функций: для обустройства тротуаров хватает конструкций толщиной 4-5 см, а для организации автомобильной площадки стоит выбирать более толстую брусчатку.
На бетонное основание под тротуарную плитку помещают сухую смесь или раствор из цемента и песка.
Если нужно положить плитку на бетонное основание с помощью сухой ЦПС, то поверх бетона необходимо высыпать ровным слоем цементно-песчаную смесь; ее толщина должна составить 3-5 см. Для выравнивания поверхности используется правило или доска с ровными краями. Потом на подушку кладут плиты.
Для приготовления сухой цементно-песчаной смеси берут 1 часть цемента и 6 — песка. Чтобы площадка была прочной и устойчивой к разрушениям, ее тщательно поливают водой, которая заполняет поры и способствует застыванию смеси.
Монтаж на цементный раствор
Наиболее доступный метод укладки плитки на бетон подразумевает использование цементного раствора. Технология отличается простотой использования и увеличенным эксплуатационным сроком. Чтобы качество мощения было высоким, нужно учитывать следующие советы и рекомендации:
- Оптимальная толщина цементного слоя составляет 2-3 см. В таком случае облицовка будет удерживаться на одном месте.
- Чтобы ускорить процесс заливки, раствор нужно наносить в зоне досягаемости рук и разравнивать с помощью зубчатого шпателя.
- После этого производится укладка керамогранитной плитки, кафеля или брусчатки для садовых дорожек.
Для отслеживания уклонов и ровности поверхности применяют строительный уровень и правило. В первую очередь пространство нужно заполнить цельной плиткой, а в местах облицовки излишки клея собрать кельмой или шпателем. Когда смесь застынет, обрезки нужно выкроить и поместить на место монтажа. Участки со швами засыпаются песком или гарцовкой и тщательно увлажняются.
На плиточный клей
Выбирая клей для тротуарной плитки на бетонное основание (в магазинах Москвы можно найти много вариантов клеевой основы), важно учитывать тип покрытия и ряд других особенностей:
- У клеевой основы — относительно небольшой эксплуатационный срок, а корректировать размещение плитки после фиксации будет проблематично.
- Состав замешивается в небольшом объеме с учетом квалификации специалиста.
- Разведенный клей наносят на меньшую поверхность слоем 0,5-1 см.
Швы нужно обработать клеем или гарцовкой, как в предыдущем случае.
Укладка на сухую смесь
Технология укладки резиновой плитки может предусматривать использование сухой смеси. В таком случае мастеру нужно руководствоваться следующей инструкцией:
- Гарцовку создают на основе просеянного песка и портландцемента.
- Состав помещают в траншею слоем 5 см.
- Поверхность дополнительно уплотняется виброплитой, а плитку забивают резиновой киянкой.
- Места со сложной геометрией выкраиваются, а всю поверхность еще раз трамбуют.
- Для заполнения швов используется гарцовка.
Применяя эту технологию, можно свободно перемещаться по поверхности уже при мощении. При этом она дает хорошую ремонтопригодность изделий в случае их раскалывания или деформации при больших нагрузках.
Заделка швов
Участки со швами засыпают сухой цементной смесью и увлажняют жидкостью. Действие нужно повторять до тех пор, пока ЦПС окончательно не перестанет усаживаться. Через 2-3 дня нужно избавиться от строительного мусора и смести мелкий сор и пыль. Еще необходимо промыть поверхность водой из шланга.
Технология жесткого подстилающего слоя из бетона
В рассматриваемом варианте мощения тротуарную плитку предполагается положить внутри жесткого «корыта», днищем которого будет бетонная стяжка. Правила бетонирования аналогичны для плитных фундаментов с небольшими дополнениями:
- нижний армопояс можно использовать на парковках, тропинки армируются только в верхней трети, чтобы стяжка смогла выдержать усилия возможного вспучивания;
- класть бетон можно только на нерудные материалы, в которых силы пучения снижены, поэтому удаляется пахотный слой на глубину 0,4 м;
- высота поребриков и лотков ливневки значительно больше толщины плитки, поэтому необходимо рассчитать глубину траншеи в зависимости от толщины стяжки.
Заливка бетонной стяжки перед мощением плиткой.
Например, при толщине бетона 5 см, подстилающего слоя 15 см и плитки 6 см, глубина котлована составит 26 см. А высота бордюра 20 см, лотка ливневки 13 – 41 см, потребуется спланировать дно траншеи в разном уровне.
Кроме того, для самотечного удаления стоков с дорожки необходимы уклоны 2 – 4 градуса в поперечном и продольном направлении. На стоянках уклоны обычно создаются в одну сторону – к проезжей части или стоки собираются со стороны участка, отводятся в подземную емкость.
Уклоны для тротуарной плитки.
Важно! Даже при укладке плитки на сухую смесь создать эти уклоны будет очень сложно, а при использовании плиточного клея невозможно.
Если тротуарную плитку необходимо уложить на существующее старое основание (плита или стяжка), можно сразу перейти к пункту 3.
Разметка и монтаж бордюров
Материалы для мощения дорожек и парковок должны быть закуплены до этого этапа. Трасса тропинки и конфигурация стоянки, зоны отдыха зависит от фантазии владельца. Технология разметки имеет вид:
- устанавливается первый шнур;
- на сухую вплотную к нему размещается на земле садовый бордюр, лоток ливневки, цельные плитки по ширине тропинки, второй поребрик, натягивается второй шнур;
- на радиусных/криволинейных участках дорожки разметку можно создать краской или известковым раствором непосредственно по грунту.
После чего, изнутри оконтуренной шнуром зоны удаляют плодородный слой на глубину 0,4 м.
Шнур устанавливается по внешнему периметру поребрика.
Совет! Если используются лотки ливневки 30 – 41 см высоты, в местах их прохождения создается траншея большей глубины с учетом подсыпки 10 см щебня минимум и укладки этих элементов на 2 см слой пескобетона или цементно-песчаного раствора.
Схема вычисления глубины траншеи.
При уклоне участка более 7 градусов внутри дорожек проектируются ступени. Если декорируются крупноформатные участки (парадный двор, парковка, зона отдыха), территория предварительно террасируется дорожным бордюрным камнем, бетонными подпорными стенами или габионами.
Ширина отмостки или дорожки.
Уклоны создаются в грунте, подстилающем слое (песок, щебень) или в самом бетоне при его укладке. Рекомендуемый угол:
- 1 – 2 градуса поперек дорожки в сторону лотка ливневки;
- 3 – 7 градусов вдоль тропинки.
Для крупных прямоугольных или квадратных площадок (например, стоянка) уклоны создаются от центра к периметру или в одном направлении.
На этом же этапе устанавливаются дождеприемники под трубами кровельного водостока или поперечные лотки ливневки, которыми отводятся дождевые воды. Исключить взаимное перемешивание щебня/песка с почвой можно за счет укладки на дно траншеи геотекстиля. Этот материал препятствует прорастанию корней сорняков, поэтому используется в большинстве случаев.
Минимальная толщина слоя нерудного материала для трамбовки виброплитой 10 см. Чтобы исключить впитывание цементного молочка при бетонировании щебень выравнивается песком, укрывается рулонной гидроизоляцией (рубероид или Бикрост) или двумя слоями полиэтиленовой пленки.
Бордюры и лотки ливневки монтируются на раствор, выравниваются по горизонтали резиновой киянкой. После застывания раствора они фактически становятся несъемной опалубкой для бетонной стяжки.
Шнур переносится внутрь для установки бордюров.
Армирование и укладка смеси
Если застройщик облицовывает отмостку, рекомендуется утеплить эту конструкцию экструдированным пенополистиролом (толщина 5 – 10 мм), примкнув горизонтальный слой к вертикальной теплоизоляции цоколя/фундамента. Глубина заложения составляет 40 см либо на уровне подошвы МЗЛФ. Этим способом ликвидируется вспучивание, серьезных нагрузок от пешеходного трафика отмостка не испытывает, поэтому ее можно не армировать.
С дорожками и парковками сложнее:
- стоянки испытывают нагрузки от автомобилей, армируются двумя сетками (арматурными или проволочными);
Армирование стяжки на парковке в два слоя.
- тропинки можно армировать одной сеткой, чтобы обезопасить стяжку от разрушения при возможном вспучивании глинистых почв под ней в зоне промерзания;
Армирование в один слой.
Проволочную сетку проще купить, арматурную можно связать самостоятельно из прутков «рифленки» диаметром 6 – 8 мм
Пошаговая инструкция для армирования выглядит следующим образом:
- нижний защитный слой обеспечивается укладкой сетки на пластиковые или бетонные прокладки, толщину которых следует рассчитать индивидуально;
- нахлест отдельных карт составляет минимум одну ячейку (10 х 10 см или 20 х 20 см).
Например, для армирования стяжки толщиной 15 см на тропинке потребуются прокладки 12 см, чтобы сетка была расположена в ее верхней части. Для парковки используются прокладки минимальной толщины 1,5 – 3 см, верхняя сетка укладывается на столики, «пауки» или другие специальные элементы.
Температурные швы создаются деревянными рейками, уложенными через 4 – 6 м поперек тропинки. Их можно размещать между арматурой или прерывать сетку в температурных швах, используя карты необходимого размера для каждой секции стяжки. Разрыв создается по всей толщине бетона.
Установка бруска для температурных швов.
Чтобы получить уклоны бетонной стяжки, применяются разные способы:
- для отмостки можно прочертить две линии – на цоколе и лотке ливневки или бордюре, ориентироваться на них при вытягивании верхнего слоя правилом;
- для тропинки аналогичные линии создаются на бордюрах с обеих сторон;
- внутри прямоугольной парковки проще расставить штукатурные маяки, куски трубы, бруска, оцинкованного профиля, используемого в системах ГКЛ.
Совет! В зависимости от температуры воздуха мощение можно начинать на 3 – 15 день после заливки стяжки, чтобы цементный камень набрал минимум 70% прочности.
Как избежать ошибок
Чтобы избежать неприятностей на разных этапах, необходимо уточнить правила укладки и разобраться, как положить плитку своими руками.
Параметры дорожек и площадок нужно подбирать своевременно, руководствуясь таким принципом, чтобы между краями можно было положить целые плитки. Это позволит избежать неоправданных затрат и отходов.
Для разреза брусчатки используется болгарка с диском для обработки каменных поверхностей. Чтобы уменьшить количество пыли, плитку сначала надрезают, а потом откалывают. Перед этим ее нужно приложить к выбранному месту, нанести отметку и начать резку.
Облицовочные поверхности помещают с небольшим уклоном — это обеспечит эффективный отвод лишней воды и влаги. Оптимальный перепад поверхностей составляет 5 мм на 1 м.
Разбираясь с особенностями укладки плитки на старый бетон или песчаное основание, дорожки нужно наклонять на 1 бок. Центральные элементы должны размещаться чуть выше остальных, чтобы вся дождевая вода или другая жидкость направлялась в одну сторону. В противном случае застой влаги приведет к разрушению брусчатки при промерзании.
Подготовка основания под тротуарную плитку, выполненную методом вибролитья, требует использования специального клея. Он обеспечивает лучшую фиксацию при минимальной толщине.
Раствор замешивается поближе к месту заливки. Но если на улице отрицательная температура, от замеса лучше отказаться.
Особенности выбора материала
Тротуарная плитка – один из популярнейших материалов для покрытия дорожек и подъездов к зданиям. Этот материал красив, эстетичен, удобен в использовании, долговечен и, к тому же, недорог.
Укладывать плитку легко, эта работа вполне может быть выполнена своими руками. Но далеко не все знают, как класть тротуарную плитку, и это часто становится причиной многочисленных проблем.
Выбирая тротуарную плитку, большинство покупателей интересуется прежде всего соотношением цены и качества. Дешёвая плитка, как правило, смотрится не особо привлекательно и быстро выходит из строя, а за качественный материал придется заплатить дороже
Но для того, чтобы дорожка прослужила долгие годы лучше не поскупиться и сразу приобрести качественную плитку, чем годами жалеть о своем не верном выборе.
Важно определить, какой должна быть толщина плитки, которую вы собираетесь укладывать на участке. Пешеходные дорожки, как правило, покрываются плиткой толщиной 40 миллиметров, а для укладки автомобильной стоянки нужна плитка значительно прочнее – от 60 до 80 миллиметров. Такую же плитку кладут на дорогу около участка. Чем толще она здесь будет, тем дольше прослужит.
Меры безопасности
Собираясь бетонировать площадку для укладки тротуарки на старое бетонное основание, важно позаботиться о мерах собственной безопасности, которые характерны для общестроительных работ. Еще необходимо учесть такие правила:
- Работая с цементной смесью, следует надеть респиратор, а при обработке плитки — защитные очки и перчатки.
- После завершения мощения все инструменты тщательно промываются.
- Нельзя резать или колоть брусчатку на коленях.
При укладке плитки важно тщательно изучать каждый этап и соблюдать технологию монтажа. Это сделает покрытие долговечным и надежным. Зная, как правильно сделать основание на бетонный пол или садовую дорожку, можно избежать многих ошибок и проблем.
Каким требованиям должна соответствовать тротуарная плитка
При применении для мощения любых разновидностей изделий, они должны соответствовать следующим требованиям:
- при укладке плитки на улице морозостойкость ≥ 200-т циклов;
- прочность на сжатие ≥ 30-ти Мпа;
- водопоглощение по весу ≤ 5-ти %;
- истираемость в процессе годовой эксплуатации ≤ 0,7 г/см2;
- покупку изделий нужно выполнять из одной партии, так как в разных, даже у одного и того же производителя, плитка будет отличаться геометрическими размерами и цветовой насыщенностью;
- экологичная чистота изделий, при использовании как для наружных работ, так внутренних с устройством брусчатого полового покрытия в складских и хозяйственных помещениях;
- отсутствие пористости на поверхности;
- чёткое соблюдение геометрических размеров с ровностью всех граней;
- отсутствие внутренних и внешних трещин, а так же сколов;
- естественность и равномерность окрашивания.