Распиловочный станок по дереву (пилорама) – достаточно сложное специальное производственное оборудование, требующее в процессе работы строгого соблюдения мер безопасности. В условиях РФ собственная пилорама может многократно сократить расходы на деревянное строительство и/или стать источником стабильного дохода. Цель настоящей публикации – помочь читателю разобраться, как делается пилорама своими руками, выбрать подходящую для себя конструкцию и избежать непреодолимых трудностей при ее изготовлении.
Необходимые материалы
Конструктивно все пилорамы делятся на два типа:
- С подачей бревна на неподвижный пильный узел.
- С передвижением пильного узла относительно неподвижно закрепленного бревна.
К станкам последнего типа относятся распространенные ленточные пилорамы («ленточки»). Пилорамы на основе бензопилы делают по такому же принципу.
Бревно фиксируется зажимами на станине, а пильный узел перемещается вдоль него по направляющим.
Основной материал для такого устройства – металлопрокат. Это может быть квадратный или прямоугольный профиль, круглые трубы, пруток, уголки, швеллера и небольшие рельсы в качестве направляющих, по типу лифтовых.
Из этого материала собирают:
- раму, на которой крепят бензопилу,
- станину для расположения бревна,
- направляющие для вертикального и горизонтального перемещения пильного узла относительно бревна.
Приводить какую-либо стоимость такого металлопроката не имеет смысла. Владелец, решивший собрать такую раму своими силами, может выбрать как дорогой толстостенный горячекатаный прокат, так и более легкий — холодной гибки. Единственное требование – прокат должен выдерживать нагрузки и не прогнуться во время работы.
Во многих случаях материал для самодельных пилорам набирают просто из металлолома или из подручного доступного материала. Поэтому теоретически разброс цен на металл для жёсткого каркаса от 0 до 15-25 тыс. руб.
Имеет значение и длина бревен, которые предполагается пилить. Для длинного кругляка потребуется станина соответствующей длины. А многометровый прокат стоит значительно дороже, и редко встречается в металлоломе.
На видео, пример компактного самодельного агрегата для распиловки короткомера.
Дерево для станины не используют по причине того, что оно подвержено короблению. Расположение бревна на нем будет постоянно меняться, добиться стабильной точности распила не удастся.
Кроме металлического проката для станины и направляющих, потребуются винты для фиксации пильного узла и бревна. Сборку самой станины также иногда выполняют на резьбовых соединениях, особенно если пилораме будет нужна мобильность. Тогда станину можно разобрать и перевезти в любое место.
Для стационарного использования чаще используют сварные соединения.
Мини
Дальнейшее развитие идеи Логосоля – мини пилорама без станины, направляющей и рельсов, см. рис. справа. Вместо направляющей используется существующий спил; при аккуратной ручной распиловке ее точность в пределах бревна выдерживается. На каретке в таком случае остается кроме шины и привода только опорная площадка и рукояти для удержания и перемещения.
Пионерный запил делается по шаблону (ровная доска, вверху справа на рис.), швеллер, рама из уголка и т.п., длиной больше бревна. Последующие горизонтальные – по предыдущему, в центре справа. Если необходим вертикальный запил, подкладывают швеллер (внизу справа), т.к. в данном случае нужна ровная боковая опорная поверхность. Однако все это не устраняет последних проблем: установки бревна на лафет, его выравнивания и удержания.
Мини-пилорама без станины и порядок пользования ею
Какую пилу выбрать?
Все ручные бензопилы в принципе созданы для поперечного пиления. При этом режим работы с максимальной нагрузкой можно считать кратковременным. Самое толстое бревно редко превышает в диаметре 0,7- 0,9 м. За короткое время проводится поперечный распил. Далее ДВС какое-то время остывает, работает на холостых оборотах или глушится.
При продольном пилении требуется пропилить до 6 м. При этом бензопила работает с максимальной нагрузкой достаточно долгое время. По этой причине для таких пилорам подходят только надежные профессиональные бензопилы с большим ресурсом, с хорошей ремонтопригодностью.
Мощность ДВС должна быть от 5 л.с. и выше. Как исключение по мощности, можно использовать старые бензопилы советского изготовления. Например, «Дружба-2» (3 л.с.), «Дружба 4», 4 л.с. и другие модели. Это выносливые агрегаты, предельно простые в ремонте и обслуживании, широко использовавшиеся в свое время на промышленных лесоповалах. Тоже касается бензопил советской марки «Урал».
Пилу Урал чаще всего используют для изготовления пилорамы своими руками, особенно в домашних условиях — дешево и практично.
Большой недостаток советских бензопил – тяжелый вес. Но как раз при использовании на пилорамах вес не имеет значения, пилы закреплены и их не приходится держать в руках.
Из современных бензопил можно рекомендовать профессиональные, оригинальные «Штиль», «Хускварна».
Никто не запрещает использовать и легкие бытовые бензопилы мощностью около 2-2,5 л.с или более мощную из бюджетной категории, например Kruger GCSK 35-45 или Штиль 180. Но законы физики и механики обмануть нельзя. Такие силовые агрегаты можно использовать только для распиловки мелких изделий, и на практике они в таком режиме долго не прослужат.
Инструкции по изготовлению своими руками
Пилорама из бензопилы Урал
Перед началом работ, выбирается или создается чертеж, или хотя бы эскиз будущего изделия. Желательно, чтобы в нем были указаны размеры хотя бы основных деталей. Это значительно облегчит и ускорит работу. Можно будет сразу нарезать заготовки по длине, а затем приступить к сборке.
Общий вид и возможности будущего агрегата можно выбрать и увидеть как на практике, на примере ленточных или бензопильных пилорам, так и в сети на многочисленных видео на эту тему. При выборе вариантов, по типу которых планируется сделать свой вариант, лучше выбрать наиболее простые, с минимумом усложнений и деталей.
На этом видео показано простейшее устройство такого типа. Мы видим протяжной тросик, который оператор накручивает с помощью рукояти, обеспечивая протяжку бензопилы вдоль бревна. Но одновременно видно, что оператор не только подкручивает тросик, но и просто передвигает агрегат рукой. Очевидно, что пилорама такого типа может быть сделана как с таким протяжным устройством, так и в еще более простом варианте, без него. Тогда бензопилу передвигают руками.
Главные требования к любой конструкции и материалу:
- Достаточная прочность.
- Отсутствие больших люфтов при движении рабочего узла по вертикальным и горизонтальным направляющим.
При этом следует помнить, что чрезмерная прочность приводит к утяжелению и удорожанию всей конструкции, а чересчур плотная посадка движущихся частей в направляющих устраняет люфты, но может привести к застреванию (заклиниванию) во время работы.
Имея опыт, можно начинать работы без чертежа, или с простым эскизом – наброском. Работы без чертежа проводятся вслепую, и часто всплывают непредвиденные ошибки. К тому же все размеры придется запоминать, или записывать на бумаге. А запись размеров с указанием расположения деталей автоматически приводит к созданию хотя бы простейшего эскиза.
После выбора или создания чертежа (эскиза) проводится комплектация заготовок. Набирается комплект необходимого проката, крепежа и других нужных деталей.
Далее металлопрокат нарезается по длине, заготовки собирают до готовности всей конструкции.
Более подробно о том, как сделать пилораму из бензопилы Урал рекомендуем посмотреть в видео ниже. Автор подробно рассказывает про все шаги изготовления, а также приводит размеры. Рекомендуем посмотреть, полезное видео.
Мини пилорама из бензопилы Штиль
Такие агрегаты собираются точно по такому же порядку и принципу, как и с использованием бензопил других марок. Но есть несколько отличий.
Размеры и форма современной бензопилы «Штиль» совершенно другие, чем у советских бензопил. Поэтому при креплении самой бензопилы к раме используется крепеж другой формы и размеров.
При проектировании учитывается мощность агрегата. Например, модель «Штиль МС 880» мощностью 6,4 кВт (8,7 л.с.) с длиной шины 70 или 90 см может пилить более толстые бревна большой длины. Следовательно, чтобы использовать агрегат в полной мере, проектируется станина большей ширины и длины.
О том, как сделать пилораму типа Логосоль на базе профессиональной бензопилы «Штиль МС 660» показано в видео ниже. Этапы изготовления не описаны, но как она устроена и принцип работы основных узлов понятен.
Переносная пилорама из бензопилы Дружба
При изготовлении пилорамы с использованием этого агрегата также учитываются особенности модели. Например, менее мощная «Дружба 2» подходит для обрезки тонкомера (подтоварника) и не требует широкой и мощной станины. «Дружба 4» способна распилить более крупные бревна, и это тоже учитывается при проектировании.
Если станина готовится под любую бензопилу, желательно выбрать средний по длине и ширине размер. Место крепления силового агрегата должно быть спроектировано таким образом, чтобы без проблем можно было закрепить бензопилу любых габаритов и мощности.
Также рекомендуем почитать интересную статью о том, что еще полезного можно сделать из бензопилы Дружба.
Рекомендуем посмотреть интересное видео о том, какую пилораму можно сделать на базе пилы «Дружба 4». Автор рассказывает о том как устроено его приспособление, принцип работы, а также про нюансы изготовления своими руками.
Настройка ленточной пилорамы
Правильная работа устройства зависит от того насколько правильно настроены все узлы этого сложного устройства. Первое с чего необходимо начать настройку пилорамы выступает установка рельсового основания. Для нормальной безопасной работы необходимо установить пилораму строго горизонтально, чтобы не допустить перекоса станины во время работы или поломки механизмов фиксации бревна на раме.
Особенно важно установить горизонтально основание мобильной пилорамы, для облегчения этого процесса в комплект такой пилорамы входит несколько гидравлических уровней, показывающих положение частей оборудования относительно горизонтали и вертикали.
Настройка ленточной пилорамы предусматривает также калибровку и отстройку приборов управления. Во время начала работы скорость подачи полотна пилы обычно снижается на ¼ это дает возможность прогреться металлу ленты. После 5-10 минут работы проводится проверка натяжения пилы и если она немного провисает, то натяжение увеличивают, после чего увеличивают и скорость подачи.
В зависимости от типа пильного полотна, способа заточки зубьев и их разводки делается выбор скорости подачи полотна. Чем мельче зуб, тем аккуратнее нужно выбрать скорость движения ленты и скорость подачи самой рамы.
В процессе работы согласно рекомендациям производителя оборудования делается периодическая калибровка вертикальной подачи ленты. Для этого делается контрольный пропил на бревне и проверяются показания градуированной линейки на корпусе пилорамы с фактическими показателями размеров пропила.
Для проверки правильности показаний приборов управления используется контрольно-измерительные приборы и специальная аппаратура, это касается, прежде всего, таких показателей как скорость вращения рабочего вала двигателя. При настройке делаются замеры скорости его вращения на минимальных оборотах, на средних и на максимальных оборотах, необходимых для работы агрегата.
Цепи для продольного пиления
Форма зуба любого режущего полотна для продольной и поперечной резки древесины отличается. Тоже касается и цепей бензопил. У ножовки или двуручной пилы для обычного, поперечного пиления зуб расположен прямо, под 90 градусов (по своей оси) к полотну.
У полотен для продольного пиления зуб наклонен вперёд. У цепей бензопил для продольного пиления другой угол заточки. В продаже можно найти такие цепи. Но требуются они достаточно редко, поэтому большого выбора их в свободной продаже нет. Приходится искать. К тому же среди разнообразия цепей для разных моделей и брендов подобрать подходящую цепь ещё труднее.
Когда не удается найти такую цепь, перетачивают старые для поперечного пиления. При этом меняется угол заточки с обычных 30 градусов на 10, иногда даже на 5 градусов (почти перпендикулярно по отношению к оси движения цепи).
Пилить вдоль волокон (продольно) цепи с обоими (30 и 5 градусов) углами заточки будут примерно с одинаковой скоростью. Но при более остром угле для поперечного пиления в 30 градусов цепь склонна находить в древесине места с наименьшим сопротивлением между волокон и непредсказуемо уводить пропил в эту сторону. В итоге шина может выгибаться, делать кривой срез или заклинить.
Готовые станины и мобильные насадки
Современный рынок предлагает множество вариантов станин для таких пилорам, от простейших зажимов (насадок) стоимостью около всего 3000 руб. до станин по типу ленточной пилорамы по цене около 50 000 руб. Последние – достаточно хлипкие на вид конструкции с большой вероятностью вибраций во время работы. В ней ничего сложного. Собрать такую конструкцию при наличии подручного материала вполне можно своими силами.
Если использовать более мощный металлопрокат, сама конструкция будет значительно прочнее и надежнее предлагаемой по достаточно высокой цене.
Простейшая насадка для продольного пиления.
Как вариант, такую насадку можно использовать как готовый узел при сборке самодельной пилорамы. Она дает возможность вертикально поднимать и опускать режущую гарнитуру относительно бревна. Остается организовать перемещение насадки по горизонтальным направляющим самодельной станины.
Мобильная каретка для продольного распила бревен на базе бензопилы Хускварна 142
Автор видео рассказывает, как он сделал на базе бензиновой пилы Хускварна 142 мобильную каретку для продольного распила бревен. С помощью этой пилы и каретки он распустил очень большой объем материала и построил целый дом. Видео содержит, все необходимое для изготовления приспособления своими руками. Рекомендуем к просмотру, очень полезно.
Видео про насадку из магазина
Что за приспособления продают в магазине, можно посмотреть в этом видео.
Основные типы пилорам
Существуют следующие разновидности пилорам:
- Рамная. Она представляет собой конструкцию с плоскими пильными полотнами, закрепленными на раме. Рамная пилорама чаще всего устанавливается в крупных деревообрабатывающих цехах. Этот аппарат отличается высокой мощностью, прочностью конструкции. Рамная пилорама не требует дополнительного обслуживания. Ее недостатком является большая толщина среза, что увеличивает количество вырабатываемой стружки.
- Ленточная. Обработка заготовок осуществляется при помощи пильной ленты, регулируемой стабилизирующими роликами. Режущий элемент совершает только поступательные движения, получаемые от роликов. Ленточные пилорамы используются в небольших деревообрабатывающих цехах.
- Дисковая. Является одним из самых распространенных видов ручных пилорам. Она оснащена диском с зубьями. Каждый зуб распиливает небольшую часть бревна. Для улучшения производительности данные станки оборудуются несколькими режущими дисками.
- Цепная. Распиловка бревен производится при помощи цепной пилы, установленной на каркасе с металлическим профилем. Цепная пилорама отличается малым весом и небольшими габаритами. Поэтому этот мини-станок чаще всего используется в бытовых условиях.
При выборе пилорамы необходимо определить объем обрабатываемых заготовок и условия эксплуатации оборудования. Также нужно учитывать технические характеристики и материалы, из которых изготовлены режущие элементы. Одним из основных критериев выбора является прочность конструкции. Деревообрабатывающий станок должен выдерживать вес обрабатываемых бревен.
Как правильно работать с самодельным приспособлением
Правила ТБ при работе на таких устройствах те же, что и для любых деревообрабатывающих станков. Оператору и посторонним нельзя приближаться к режущему полотну. Нежелательно работать уставшим, со сниженной реакцией. Следует руководствоваться здравым смыслом. Одежда должна быть застегнутой и подтянутой, без размашистых пол, которые могут попасть в цепь.
При широком разбросе опилок следует одеть защитные очки. При длительной работе для защиты от шума желательно одеть наушники.
Технические особенности:
- Нельзя давить на режущий узел. Пила продвигается по мере выборки опилок из пропила, без усилий.
- Нельзя использовать цепи с затупленными зубьями, шины со стертыми пазами.
Уход и обслуживание всей бензопилы такие же, как и при обычной эксплуатации при поперечном пилении. Но более внимательно следят за тем, чтобы двигатель не перегрелся ввиду продолжительного режима работы.